Год выхода: 1971. Продюсер: The Who и Глин Джонс
На рубеже 70-х амбициям Пита Таунсенда, казалось, не было предела. Не удовлетворившись успехом масштабной рок-оперы Tommy, творческий костяк The Who начал работу над еще более вычурным проектом. Сложная сюжетная линия Lifehouse разворачивалась в антиутопии будущего, где больше нет рок-н-ролла, а общество порабощено технологиями. Новое произведение включало в себя элементы театра, кино, философии и даже астрологии. В конце концов Таунсенд отчаялся осознать весь замысел целиком, что привело к нервному срыву гитариста. Но ему удалось сохранить куски из Lifehouse для студийного альбома группы 1971 года Who's Next.
Песня Baba O'Riley была одной из таких заготовок. Она начинается с петли, сыгранной на новой любимой игрушке Таунсенда — синтезаторе ARP, а затем — с появлением фортепиано и грохота барабанов Кита Муна — у нее постепенно вырастают крылья. К тому времени, когда в бой вступают мощные аккорды Таунсенда, а Роджер Долтри предлагает свой первый гамбит: «Здесь, в полях / Я бьюсь за пропитание» // 'Out here in the fields / I fight for my meals', — The Who уже в набирает полный ход.
В название композиции объединились два основных источника влияния на гитариста. Мехер Баба был индийским духовным учителем, учение которого занимало центральное место в жизни Таунсенда, а музыкант-минималист Терри Райли вскружил ему голову своими чудесными модальными композициями. В оригинальной версии Baba O'Riley, написанной для Lifehouse под рабочим названием Teenage Wasteland, главными героями выступали банды странствующих подростков, живущих вне рамок общества.
Однако окончательная версия написана под влиянием поездки музыкантов The Who на фестиваль в Вудстоке в августе1969 года. Таунсенд вспоминал «абсолютное отчаяние подростков в Вудстоке, многие из которых были буквально вымотаны кислотой до полного бессилия, а 20 человек даже получили повреждение мозга. Ирония заключалась в том, что некоторые слушатели восприняли эту песню как гимн подростковому непослушанию. «Подростковая пустошь, да! У нас всё впустую!» // 'Teenage Wasteland, yes! We're all wasted!' В бридже Таунсенд даже берет на себя партию вокала и призывает: «Не плачь / Не поднимай глаза / Это всего лишь подростковая пустошь // 'Don't cry / Don't raise your eye / It's only teenage wasteland'.
По мере того, как песня приближается к кульминации, приглашенный на запись Дэйв Арбус из группы бристольских проггеров East Of Eden добавляет скрипичное соло, которое переходит в фолк-джигу, а потом в захватывающий дух финал. Baba O'Riley — просто на просто один из наиглавнейших произведений в каталоге записей The Who. Даже Таунсенд признает, что испытывает к нему слабость. Как он однажды заявил журналу Rolling Stone: «Я очень надеюсь, что на смертном одре не окажусь в неловком положении, когда попрошу кого-нибудь: «Вы не могли бы передать мне мою гитару и поставить минусовку Baba O'Riley? Я хочу сделать это еще раз».