Отказ от составления списка дел повышает продуктивность. Иное структурирование своих повседневных задач способно творить чудеса. Этот подход универсален – он одинаково хорошо работает при выполнении бытовых и профессиональных задач.
Столкнулась с проблемой нехватки времени в очень специфической форме. Сейчас я домохозяйка. Времени достаточно для бытовых забот. Но вот парадокс – его еще больше стало не хватать, в отличии от того периода, когда работала. Стала искать пути выхода, читать соответствующую литературу. В итоге пришла к выводам, о которых расскажу.
Дом для нас территория счастья и источник силы. У него две основные функции: личностная и бытовая. Гармония и порядок в них обоих наполняет жизнь самыми позитивными смыслами. Иногда количество бытовых дел уменьшает время, которое мы можем выделить на межличностное взаимодействие со своими близкими. Мы понимаем, что нужно больше времени уделять детям, второй половине или престарелым родственникам. Но дела и заботы не дают возможности это сделать, крутят и затягивают. В итоге то время, которое мы можем выделить своим близким, складывается по остаточному принципу. В качестве компенсации к нему добавляются какие-нибудь яркие семейные мероприятия: поездки, праздники. Как часто они происходят? Раз в месяц или раз в неделю?
А как часто надо поливать комнатные цветы? Раз в месяц или раз в неделю? Можно сказать, что это зависит от конкретного растения. У каждого свой водный режим. Но не только от этого: важен микроклимат в комнате, время года, степень освещенности. Важен в конце концов объем воды, который предназначен для конкретного цветочного горшка. Чтобы растение чувствовало себя благополучно, важно внимание к нему.
Также с семьей. Регулярные семейные мероприятия важны. Но в первую очередь имеет значение ежедневное внимание, общение с близкими.
Возникает вопрос, где найти время для этого? Работа требует наших временных затрат. И о себе не надо забывать. Здоровье, отдых, саморазвитие, общение с друзьями – на это уходят драгоценные часы. А в сутках их всего 24. И еще надо сделать столько дел по дому!
Как быть? Оптимизировать свое время. И первой шаг к этому - отказ от ведения списка дел в форме простого перечня задач на день.
Дом – это такая же организационная единица, как и любое предприятие, фирма, сообщество. Только у него иные цели и суть. В принципе его вполне можно рассматривать как некую «фирму», по производству душевного тепла и домашнего уюта. И руководите этой «фирмой» вы. Не важно делаете вы это единолично или в форме «Совета директоров» вместе с партнером. Конечно, если в доме пока вы один, то задач меньше. Но протекающему крану на кухне без разницы сколько человек в вашей семье. Его надо просто отремонтировать. Делам, связанным с укреплением здоровья тоже без разницы, наличие у вас второй половины. Их надо решать и наконец заняться своим здоровьем всерьез. Да мало ли дел у «фирмы», которые требуют время, время и время? У кого-то больше, у кого-то меньше. Но все они требуют решения. Так почему бы не подойти к задачам с помощью подхода, который используют руководители ведущих фирм и корпораций? Что мешает использовать их опыт в своем быту или работе?
Кевин Круз, автор бестселлеров на тему системы эффективного управления временем и основатель компаний из списка Inc 500, задает интересный вопрос. Он удивляется: « Неужели вы думаете, что Дональд Трамп или Билл Гейтс составляют себе списки дел на день?» Попыталась представить себе эту картину и, да, действительно выглядит забавно. Представляете, как Дональд Трамп записывает свой перечень дел?
1. Встретиться с избирателями в Техасе.
2. Снять ролик с пародией на Байдена.
3. Съездить на съемки к Такеру Карлсону.
Или наш Евгений Касперский заносит в электронную записную книжку свои дневные задачи:
1. Изучить собранную информацию о новой хакерской группе.
2. Обсудить шаги по противодействию кибератакам, проводимым с использованием ChatGPT .
3. Утвердить список отпусков сотрудников.
Это совершенно не похоже на реальность. Но отсутствие такого задачника не означает, что воротилы делового мира подходят к текущим проблемам ситуативно и импровизируют с ними на каждом шагу. Напротив, они жестко планируют свое время, но делают это не в виде списка, с использованием плана дел. Принципиальное отличие в том, что план, в отличии о списка дел, имеет четкие временные ограничения. Человек, составляющий план дел с указанием времени, имеет четкие представления где, когда и что именно он будет делать в течении дня. Вероятность того, что запланированное будет реализовано, значительно выше, чем в случае использования списка дел на день.
Если занятые люди способны так организовать свое время, то что мешает использовать аналогичный подход в домашних условиях? Только то, что придется самому выполнять для себя обязанности секретаря, составляя план на день с временной разбивкой. Но те часы и минуты, которые в итоге вы сможете выделить для близких и удовольствие от решенных вовремя бытовых задачах важны. Успех и благополучие вашей компании «Семья (имярек)» того стоят!
Про практическое применение могу отметить пару моментов. Вела ежедневник со списком дел на день. Наверняка представляете себе такой недатированный и разлинованный блокнот, в котором указаны временные часовые интервалы. Усердно записывала дневные дела, отмечала сделанное. Потом сокрушалась по поводу задач, до которых так и не дошли руки. Переносила их на следующий день и все повторялось вновь. Количество переносов стало вводить в ступор, самооценка закачалась. Ситуация все чаще фрустировала и вгоняла в депрессию.
Несколько раз чисто интуитивно расписывала дела по пропечатанным в блокноте временным интервалам и старалась их придерживаться. Да, действительно было проще и продуктивнее. Но я не стала вникать в суть процесса, не докрутила этот вопрос. И зря. Поэтому, узнав об этом подходе, не стала откладывать в долгий ящик, а сразу решила его использовать. Благо блокнот еще не кончился. С сегодняшнего дня начала. Итоги дня:
1. Сделала одно дело, за которое собиралась взяться более двух месяцев.
2. Выполнила задачу, которую надо было решить 2 недели назад.
3. 4 месяца собиралась начаться заниматься на велотренажере. Сегодня начала.
И это, не считая обычных ежедневных дел в виде готовки и легкой уборки в доме.
Ах, да – еще написала эту статью!
Я рада за тех, кто уже применяет такое планирование в быту. Наверняка, люди, работающие на административных должностях, с ним знакомы. Но еще больше рада за тех, кто наконец обрел этот инструмент. Теперь домашними делами можно заниматься плодотворно, эффективно и своевременно.