Найти в Дзене
ФильмоГраф +
Подписаться

Семен Фарада - простой человек и гений комедийных эпизодов

Семен Фердман родился в 1933 году в обычной еврейской семье под Москвой, куда его родители прибыли в начале 1930-х годов на учебу из Житомирской области Украины. Отец Семена было на высокой должности начальника секретариата Главлесосбыта, но во время войны получил должность офицера по снабжению советской армии лесоматериалами в Наркомате лесной промышленности СССР, а мать Ида Давыдовна училась на фармацевта. Нормальная еврейская семья: он – снабженец, она – аптекарь, если говорить прямо.

Если честно, я всю почти жизнь полагал, что Семен Фарада по национальности кто-то из представителей народов Средней Азии, причем скорее всего не тюрского, а персидского происхождения. Но года два назад я выяснил то, как чистокровный еврей Фердман стал «персом» Фарадой. Дело было так, очень просто.

Первую роль в фильме Семен получил довольно поздно – в 1967 году, когда ему было уже 34 года и это были совсем небольшие эпизодические роли, где он в титрах значился под своей еврейской фамилией. Но когда он уехал в Душанбе сниматься в фильме «Вперед, гвардейцы!» в 1971 году, директору киностудии «Таджикфильм» не понравилась его фамилия, он заявил, что таких фамилий у них в Таджикистане нет. Придумал так: «шарада – фарада». Только ударение поставили на последнем слоге. Так Семен Фердман стал Фарадой, а потом и вовсе взял этот киношный псевдоним себе в паспорт. И действительно, фамилия получилась какой-то персидской… на звук. Таджики, как и афганцы по происхождению недалеки от иранцев (персов), это так называемая индо-арийская группа народов, весьма близкая к русским, - даже ближе, чем тюрки. Да и внешне Семен как-то больше для меня был похож на иранца, чем на еврея в отличие от многих других актёров еврейского происхождения, например Гафта или Гердта.

-2

Вообще-то Семен изначально не хотел быть артистом и более того, - он так и не получил никакого актерского образования, кроме того, какое получил, играя в драмкружке при средней школе. Родители и слышать не хотели о профессии актера, поскольку отец был военным, - и отец, и мать желали, чтобы Семен пошел по военной стезе. Кстати, это странно для… еврейской семьи. Он подал документы в военную академию танковых войск, но его не приняли, хотя он закончил среднюю школу с золотой медалью. Было это в 1950 году, - это самый разгар сталинских гонений на евреев. Тогда он поступил в Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. И оказался единственным студентом еврейского происхождения в этот год. Однако университет не окончил и после третьего курса был призван в армию, а точнее на флот, где прослужил аж четыре года в Калининградской области, в городе Балтийск. Там он свой актерский талант так же, как и в средней школе, проявил на сцене в драматическом коллективе при Доме Офицеров. Вернувшись со флота, где, кстати, получил звание старшины 2 статьи – это в переводе на сухопутные войска – младший сержант, закончил обучение в Бауманке и потом работал в течение 7 лет инженером – механиком по профессии. Но и тогда же остался верен себе и после работы занимался в эстрадно-театральной студии «Наш дом» в Доме культуры гуманитарных факультетов МГУ. А потом устроился в Москонцерт, где даже стал дипломантом конкурса эстрадных артистов, а потому комедийные монологи – это для Семена было делом родным и знакомым с молодости, - он и в дальнейшем в своей карьере артиста мог и любил выступать в таком амплуа рассказчика – комика (здесь на видео ему уже 47 лет и он уже всем известный артист, поскольку снялся в двух супер-популярных фильмах: «Тот самый Мюнхаузен» Марка Захарова – его хорошего друга (и сценарию Григория Горина – его лучшего друга) и в «Гараже» Эльдара Рязанова):

«Грустым клоуном» Фараду стали называть до того, как он обрел популярность в народе в качестве мастера комедийного жанра в эпизодических ролях разных фильмов. Дело в том, что он снялся в период с 1975 по 1977 года в 20 сериях образовательной телепередачи для советских детей по имени «АБВГДейка» (молодые не помнят, но нам – советским школьникам, она нравилась, - мне тоже) в качестве клоуна Сени. Я думаю, что тут виной голос Фарады и мимика его лица – глаза могли быть то грустными – грустными, то с небольшой ухмылочкой и хитрецой во взгляде, - это все и так видели, нет нужды объяснять, - как раз та самая «фишка» артиста Фарады, которую он прекрасно показывал во всех фильмах, - в том числе и таком (на мой взгляд) самым интересным с его участием, как «Чародеи». Но он не тот человек, при виде которого всегда смешно, как, к примеру, при виде работы такого артиста, как Михаил Светин, но всегда он вызывал добрую и в то же время спокойную (если можно так сказать) улыбку на лицах зрителей. Это что-то не обычное, в юморе, интеллигентное, аккуратное, спокойное и в то же время простое, незамысловатое.

все фото из открытых источников
все фото из открытых источников

Фарада в жизни на самом деле всегда оставался обычным, интеллигентным, немного не уверенным в себе, немного застенчивым и даже скромным человеком. Никогда и никакой звездной болезнью он не страдал – это было не в его характере и тут он мне чисто ментально чем-то напоминает Леонида Куравлева, как это ни странно покажется.

В каких бы фильмах он не принимал участие, его комедийный талант заставлял запоминать его игру, - в том числе даже в такой маленькой роли, какую он сыграл в моей самой любимой комедии всех времён и народов, - я имею в виду «Человек с бульвара Капуцинов».

Кстати, казалось бы, удивительно, ведь Фарада поздно начал сниматься в кино и прекратил (из-за тяжелой болезни) сниматься рано – в 2000 году, когда ему было 67 лет, но все-таки успел принять участие аж в 130 кинокартинах – это очень не мало, далеко не каждому актеру это возможно осуществить. Зельдин, к примеру, проживший более 100 лет, смог сняться в меньшем числе фильмов, чем Фарада, хотя играл до самого конца жизни в связи с отменным здоровьем.

Последние 9 лет Фарады были очень сложными. Его болезнь на сердце усугубилась после скорой и очень неожиданной смерти его лучшего друга – писателя – сатирика Григория Горина. Семен так сильно переживал, что сам слег с инфарктом, потом ему было трудно двигаться, его посадили в инвалидную коляску и 9 лет он боролся за жизнь, болезнь была очень тяжелой. Ему еще в 1998 году врачи рекомендовали отказаться от работы, перестать пить спиртное и курить – он проигнорировал их требования, поскольку очень любил жизнь, любил встречи с друзьями и свою работу на благо зрителей… Результат не заставил себя ждать. Но даже и последние 9 лет жизни, будучи инвалидом, он остался жизнерадостным и любящим жизнь человеком.

личный телеграм канал автора