Об этой истории, произошедшей зимой 1990 года, союзные власти постарались поскорее забыть, слишком большую тень она бросала на красивый миф о дружбе народов. Пятеро простых советских мальчишек, солдат-срочников, отправились в увольнительную в узбекский город Наманган, чтобы отдохнуть и посмотреть кино. Однако добраться до красивого здания наманганского кинотеатра ребятам суждено не будет, то "кино", которое им покажут наяву окажется страшнее любых фильмов ужасов.
К своему финалу, в конце 80-х, СССР столкнулся с целым набором социально-экономических проблем. Падение мировых цен на нефть - главную добытчицу валюты для казны, кризис плановой экономики и коммунистической идеи, ощущение проигранной войны в Афганистане, пустые полки магазинов и многочасовые очереди, в которых люди дрались за самые элементарные продукты, крупнейшие техногенные и природные катастрофы, унесшие тысячи жизней советских граждан – все это события той турбулентности, в которую вошла страна прежде чем сорваться в штопор.
Одной из таких катастроф стало Спитакское землетрясение на северо-западе Армянской ССР в 1988 году. Устранять последствия одного из самых разрушительных землетрясений в истории и восстанавливать армянские города тогда съехались люди со всего Союза, как бы подтверждая идеологическую установку советской пропаганды о дружбе народов. Однако этнические междоусобицы, происходившие в стране тогда же и, кстати, в том числе и в самой Армении, заставили многих задуматься так ли крепка была эта дружба.
По южному периметру страны довольно неожиданно и почти одновременно стали вспыхивать конфликты на национальной почве. Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Молдавия, Грузия, их города и регионы - Карабах, Приднестровье, Фергана, Ош, Осетия, Абхазия - стали центрами тревожных событий. Благодатной почвой для конфликтов стал резкий рост радикальных националистических настроений, особенно в молодежной среде.
Напряжение в некоторых регионах было настолько велико, что поводом для массовой бойни мог послужить любой, даже самый незначительный и курьезный эпизод, как это произошло в Узбекистане в мае 1989 г. Дело в том, что начиная с образования Узбекской ССР республика наряду с коренным населением местных территорий активно заселялась приезжими представителями иных национальностей большой страны, которые оказывались там по разным причинам. Например, русских государство присылало сюда строить, лечить, учить. Были и народности насильственно переселенные со своих земель, как, например, крымские татары, высланные Сталиным в 1944 г. или турки-месхетинцы, коренной народ Месхетии (южная Грузия), в том же году депортированный в Ферганскую область Узбекистана. Упомянутый "курьез" произошел на рынке в Фергане именно между месхетинцами и узбеками.
Тогдашний глава правительства УзССР с яркой фамилией Кадыров сообщал, что по результатам проведенного расследования выяснилось: драка произошла из-за тарелки клубники, которую покупатель-месхетинец собирался приобрести у узбекской торговки. То ли не договорились о цене, то ли качество ягоды или обслуживания не устроило покупателя, но в итоге дело дошло до грубости и месхетинец вывернул тарелку с содержимым на продавщицу. За землячку заступились местные, а на подмогу мужчине, в свою очередь, подоспели его соплеменники. В итоге, все вылилось в массовые беспорядки, длившиеся несколько недель, в которых приняли участие тысячи бесчинствующих. Конфликтом обеспокоились на самом высшем уровне, и в Москве придумали решить проблему радикально: в короткие сроки всех турок-месхетинцев (16 тыс. человек) при помощи авиации просто вывезли из Узбекистана в шесть российских областей, спасая их тем самым от расправы.
Вообще, в 20-е годы прошлого века, власти молодого советского государства чертили границы национальных республик порой по только им понятному принципу. В результате, в состав новых национальных образований входили целые этнические анклавы, плотно заселенные представителями иной национальной идентичности. Например, в Киргизии таковыми являлись Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская области, где проживали узбеки.
Перестроечные ветры свободы, подувшие во все уголки страны из Центра, ослабили его позиции в регионах и вдохновили узбеков требовать расширения своего суверенитета в этих областях по праву большинства, что в свою очередь никак не могло обрадовать киргизское начальство и самих киргизов, желавших, напротив, укрепить свою государственность, раз уж настали времена и она сама плыла к ним в руки.
Летом 1990 года в "узбекских" областях Киргизии началась настоящая резня. Представители обеих народностей организовывали стихийные митинги, которые очень быстро перерастали в настоящие погромы с поджогами домов, уничтожением имущества, убийствами, изнасилованиями. Немногочисленные отряды милиции не справлялись и легко рассеивались огромными толпами бесчинствующих, опьяненных жаждой расправы и безнаказанностью.
Положить конец беспорядкам удалось только после того как на помощь местным милиционерам подоспели подразделения внутренних войск и КГБ, вооруженные в том числе и бронетехникой. В отдельных случаях, силовики, не в состоянии разогнать многотысячную орду погромщиков, просто становились живой стеной между двумя сторонами, как это произошло 4 июня на поле колхоза имени Ленина Ошской области, где сошлись группы воинственных киргизов и узбеков общей численностью свыше 10 тыс. человек. По данным МВД СССР всего за несколько дней беспорядков погибло свыше 300 человек.
Стоять на страже порядка и законности в те страшные для Киргизии дни в составе подразделений внутренних войск прибыли пятеро советских солдат: Григорий Холод, Юрий Биян, Юрий Стасевич, Сергей Крылов и Константин Федоров. Свою службу ребята несут достойно, без нареканий, за что получают от начальства поощрение в виде увольнительной в город Наманган, куда они приезжают 2-го декабря. На улице не лето, по улочкам не погуляешь, да и Наманган зимой не кажется таким живописным, хочется согреться и где-нибудь укрыться от сухой резкоконтинентальной бесснежной стужи.
Вопрос с согревом парни решают быстро: кто-то раздобыл бутылку водки, которую они тут же и выпивают. Позднее, это обстоятельство попытаются поставить им в вину, мол, пьяные были. Но что такое пол-литра водки для пятерых молодых, крепких организмов? Только что согреться. Как же теперь провести драгоценные часы увольнительной? Выбор досуга в провинциальном Намангане, понятно, не велик. "Давайте в кино!" - предложил кто-то. Отлично! Какой фильм не важно, главное чтобы тепло и весело. Однако добраться до красивого здания наманганского кинотеатра ребятам суждено не будет, то "кино", которое им покажут наяву окажется страшнее любых фильмов ужасов.
Расспросили у местных как лучше добраться, те подсказали остановку и нужный номер автобуса. Недолгое ожидание и вот подошедший пазик распахнул перед приятелями свои скрипучие двери, приглашая их в роковую поездку. Зашли и расположились: кто-то стоя, кто-то сел. Двери закрылись и машина двинулась в путь. Пассажиры все местные, так что их внимание сразу привлекла громкая русская речь и внешность вошедших военных. Теперь уже никто не скажет точно из-за чего разгорелась ссора. Злые языки утверждали, что причина была в вызывающем поведении захмелевших солдат, якобы кто-то из них начал неуместно приставать к ехавшей рядом молодой узбечке. Такая версия не кажется правдоподобной, ведь ребята уже который месяц несли службу в Средней Азии, бывали в разных ситуациях и успели хорошо изучить местные обычаи и менталитет, им было прекрасно известно - постороннему мужчине даже просто открыто смотреть на девушку считается дерзостью, не говоря уже о хамских приставаниях. Такое мнение в своей статье «Сказ Ферганской долины», опубликованной в «Независимом военном обозрении», высказал полковник в отставке Александр Лучанинов, служивший там же в те годы и занимавшийся впоследствии расследованием трагедии. Цитата из статьи:
По свидетельствам очевидцев, истинной причиной конфликта послужило поведение нескольких молодых мужчин, также ехавших в злосчастном автобусе. Они подошли к одному из сидящих солдат и грубо потребовали от него уступить место, мол, чего расселся. Началась словесная перепалка. Понимая к чему идет дело и не желая потом иметь проблем с начальством из-за драки с местными, парни пытались замирить агрессоров, рассказав, что они в увольнительной, что совсем недавно прибыли из Узгена, где во время беспорядков защищали узбеков. Но их уже никто не слушал. Завязалась потасовка. Происходящее в салоне замечает водитель и только по ему одному известной причине он совершает совершенно необъяснимый маневр: резко сворачивает с маршрута на самую людную площадь города перед ЦУМом, глушит двигатель и выскакивает на улицу. В это момент кто-то из хулиганов закричал по-узбекски: «Солдаты насилуют наших женщин!». Это был призыв к расправе. На площади моментально собралась негодующая толпа. Не меньше 3 тысяч человек окружили "пазик".
❗К сожалению, автор канала вынужден пропустить детали происходившего далее, из-за строгих ограничений платформы Дзен, где не приветствуется публикация шокирующего контента. Мы опустим неприемлемые для Дзена и впечатлительных людей подробности расправы и продолжим с момента появления рядом с площадью подразделений советских военных, пришедших на выручку своим. Тех же у кого нервы покрепче, я приглашаю ознакомиться с полной версией статьи без цензуры в моем телеграм-канале, где публикуются уникальные исторические фото и рассказывается о не менее уникальных исторических событиях. Заходите, читайте, подписывайтесь!
Когда на подступах к площади появился взвод внутренних войск старшего лейтенанта Гончаренко, поднятый по тревоге и поспешивший на выручку окруженным, автобус в ее центре уже горел ярким пламенем. Еще не зная о том, что спасать уже некого Гончаренко принялся активно раздавать команды своим солдатам, пытаясь пробиться сквозь обезумевшую толпу. Появление значительно уступавшей погромщикам в численности группы военных, спровоцировало новую волну агрессии: толпа принялась атаковать явившихся спасателей, в них полетели камни, палки и все твердое, что попадалось под руку. Несколько солдат были ранены. Теперь уже самим спасателям потребовалась помощь, поэтому перед новой попыткой добраться до автобуса решено было дождаться основных сил батальона с двумя бронетранспортерами. Во второй раз бойцы не стали церемониться и почти сразу открыли огонь поверх голов. Это возымело действие - погромщики тут же разбежались, а военные, наконец, смогли подойти к месту разыгравшейся трагедии, чтобы, увы, констатировать уже очевидное.
Впоследствии, Гончаренко за операцию по спасению ребят будет награжден орденом Красной звезды. Юрий Биян, Сергей Крылов, Григорий Холод, Юрий Стасевич и Константин Федоров получат все положенные воинские почести на собственных похоронах. Ужасное событие начальство постаралось поскорее забыть, так что до сих пор на печально известной площади в Намангане нет хотя бы небольшой мемориальной таблички. Пресса, несмотря на времена относительной свободы слова, почти в полном составе проигнорировала инцидент. Лишь в "комсомолке" спустя время вышла статья "Черные яблоки Намангана", посвященная трагедии.
Ставьте лайк если понравился пост, и нужно подписываться на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Заходите и подписывайтесь на наш Телеграм-канал с уникальными историческими фото.
Читайте также: