- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - спросила Алиса
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно... - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.
- ...только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот.
- Нужно только достаточно долго идти.
Льюис Кэролл. Алиса в Стране Чудес
Во всём есть красота. Во всём. Надо просто научиться её видеть
Проблема не в уродстве некоторых вещей и людей. Проблема в том, что мы наделяем их своей оценкой, присваиваем им свои ярлыки, которые они изначально не имеют. Во многом эти ярлыки появляются от навязанных нам обществом и воспитанием убеждений. На основе одних убеждений мы создаём свои, затем на основе этих плодим новые. Так убеждения и оценки ветвятся, превращаются в концепции, которые становятся лейтмотивами нашей жизни. По большей части это негативные оценки всего и вся. Нас так учили: сразу видеть недостатки, создавать негативные мнения о чём-то или ком-то, выступать с критикой, высказывать сомнения. Если же что-то нам кажется хорошим, положительным, правильным, то мы просто не обращаем на это внимание. Это само собой разумеется. Оно так и должно быть, - говорим мы себе. Из-за того, что мы на многое перестаём обращать внимание, мир становится всё более узким, неинтересным. Он схлопывается. И тогда мы начинаем создавать свой иллюзорный виртуальный мир. Благо для этого есть компьютер, мобильный телефон, смартфон и интернет. Мы погружаемся туда с головой, оставляя только 10% на наблюдение реального мира, чтобы не попасть под машину.
Если кто-то уже наигрался этим придумыванием своей воображаемой жизни, если кто-то не удовлетворён тем, что виртуальный мир не получается сделать своим реальным, может попробовать вернуть себе свой настоящий мир. Вернуть и наполнить его всеми красками, звуками, запахами, ощущениями. Если вы это сделаете, то поймёте, что мир, созданный специально для вас, для вашего бытия, невообразимо интереснее, ярче, многограннее мира виртуального. А виртуальный лишь упрощённая проекция мира реального. А затем вы начнёте в этом реальном мире творить. И видеть, ощущать, как ваше творчество начинает видоизменять ваш мир, трансформировать его.
Если вы готовы к трансформации, к возвращению в этот мир, то наберитесь терпения: сразу он не раскроется перед вами. Ведь вы так долго не замечали его, игнорировали его.
Вхождение в мир может происходить разными способами в зависимости от ситуации и ваших предпочтений. Расскажу об одном из них, который мне помогает.
Теперь у каждого человека есть телефон с камерой. Это позволяет практически каждому стать фотографом. Но я хочу рассказать об использовании вашего телефона не для того, чтобы делать селфи и снимать то, что все снимают. Фотоаппарат вам понадобится лишь для того, чтобы научиться по-другому видеть вещи вокруг вас.
Для начала выберете какой-то объект или место, которое не вызывает в вас особых положительных эмоций. Не обязательно для этого специально куда-то идти. Просто осмотритесь вокруг себя, когда вы куда-то идёте или едете. Это может быть ржавый забор, строительный мусор, кусок стены с облупившейся краской и т.д. Но не стремитесь к крайностям. Не выбирайте то, что вызывает в вас совсем уж брезгливое чувство или отвращение. Выберете фрагмент объекта и внимательно разглядывайте его некоторое время, стараясь быть просто нейтральным наблюдателем. Вы просто наблюдаете, не давая никакой оценки. Можете про себя описывать фактуру, цвет, форму. Когда ум успокоится, вы сможете абстрагироваться от того, какие эмоции в вас вызывал первоначально объект целиком. Теперь вы видите фрагмент, а не целое. И этот фрагмент несёт для вас самостоятельную ценность. Он уже не связан с целым предметом и окружающим ландшафтом. Постарайтесь увидеть фрагмент как фактуру или цвет или некий рисунок. Когда это получится, то сфотографируйте фрагмент. Теперь посмотрите на фото. То, что вы сняли, уже не является стеной или забором или чем-то ещё. Это абстрактный снимок, цветной рисунок, графика. Она теперь имеет самостоятельную ценность. Если вы кому-то покажете, то человек, не присутствуя с вами на натуре, даже не сможет точно сказать, что это. Он просто будет любоваться неким абстрактным рисунком, рассказывать о своих впечатлениях.
Для примера в начале статьи приведена сделанная мною фотография. Необычный ракурс предмета, взятый фрагмент вызывает интерес. И вряд ли кто-то скажет, что это такое. Но целое представляет собой ржавую сетку ограждения платформы. Я просто подошёл к нему, пока ждал поезда и смотрел на небольшой участок забора, пока он не перестал быть для меня забором. И я увидел интересную игру света на ячейках этого ограждения. А потом сфотографировал. Кстати, при фотографировании часто получается другой эффект, чем видит глаз. Но он не хуже. Он просто другой.
Не хочу давать каких-то подробных инструкций. Если вам понравится этот приём, и вы возьмёте его на вооружение, то создадите свой уникальный способ видения. Цель — не желание кого-то поразить. Цель — изменить своё видение окружающего мира. Если вы будете делать это достаточно часто, то такой взгляд станет для вас автоматическим. Вы просто без усилий начнёте выхватывать интересные фрагменты из окружающего вас пространства. Фактически, именно благодаря такой способности видения, мы восхищаемся художниками и профессиональными фотографами. Известная избитая фраза: "Я так вижу" наполняется конкретным смыслом. Парадоксальный взгляд на вещи заставляет по-новому осмыслить суть вещей. Новые смыслы, которыми мы наделяем мир, меняют его. Мы начинаем понимать, что скучный и уродливый мир не сам по себе такой, а лишь потому, что мы наполнили его таким мрачным содержанием.
Когда-то в детстве я выписывал журнал "Кругозор", который можно назвать аудиожурналом. Текстовый материал был небольшой по размерам и давался лишь с целью аннотации того материала, который был записан на гибких пластинках (грампластинках). Их нужно было слушать на проигрывателе. В основном, это были познавательные рассказы обо всём на свете. Но запомнился мне один рассказ про то, как создаются радиоспектакли. Сначала была приведена запись небольшого диалога актёров. Она была нейтральной. Актёры говорили негромкими без эмоциональной окраски голосами так, что никак нельзя было понять, что это за спектакль, к какому жанру он относится. Но потом в дело вступали звукорежиссёр, шумовой и музыкальный оформители. И вот перед нами уже целый мир разворачивающегося действия. Звуки наполняли задний фон, создавали определённую атмосферу. Шаги, скрипы дверей, звук зажжённой спички. В зависимости от звуков и фоновой музыки, один и тот же диалог превращался то во фрагмент детективного сюжета, то в мелодраму, то в комедию. Таким образом, создатели спектакля сами наделяли диалог тем или иным содержанием, смыслом.
Это ещё один пример того, как мир вокруг нас меняется, если мы обогащаем его нашим вниманием, меняем наши реакции при взаимодействии с предметами и людьми. Это похоже на раскраску. В ней будут одни лишь контуры, пока вы не возьмёте цветные карандаши и не раскрасите рисунки по своему вкусу. Надо всего лишь избавиться от стереотипов, от того убеждения, что мир существует помимо нас.
Попробуйте и найдите свой способ сделать свой мир ярче и многограннее.
Я говорил о том, что на начальном этапе стоит избегать в своих наблюдениях мест, которые вызывают сильные негативные реакции или брезгливость. Дело в том, что брезгливость — это не безусловный рефлекс. Она привита нам воспитанием и обществом и сродни гипнозу. Два человека будут по-разному относится к яблоку, купленному на рынке. Один может сразу съесть его, а другой пойдёт домой и тщательно помоет сначала руки, а затем яблоко. Его так воспитали. В детстве ему тысячи раз говорили: не ешь грязными руками, тщательно мой фрукты перед едой. А другой вырос на свободе, может быть, где-то в деревне, лазил по чужим садам, воровал яблоки и ел их тут же, и они ему казались очень вкусными в своём природном первозданном виде. И мыть руки ему приходилось только тогда, когда он действительно чем-то пачкал: грязью, краской, машинным маслом и т.д.
Брезгливость — это установка, сидящая глубоко в подсознании. И к ней сразу не подобраться. Но если такое желание возникает — избавиться от этого чувства, потому что оно мешает жить, то надо потихоньку вытравливать его, начав с менее неприятных моментов. Поэтому сначала лучше научиться видеть менее негативные, менее раздражающие, и даже нейтральные вещи, а потом переходить к более сложным случаям. Хотя, опять же, нет готовых шаблонных рецептов. Это такое же творчество, как и во всём остальном. Например, когда-то я избавился от брезгливости, попав в армию, где мне приходилось мыть за всей ротой жирные кастрюли, тарелки, счищать остатки еды, чистить туалеты, и даже готовить еду для свиней в подсобном хозяйстве воинской части, состоящую из тех же отходов солдатской пищи, залитых молочным обратом или сывороткой. Читая этот текст, проверьте себя на брезгливость))
Ещё раз. Я не даю готовых рецептов счастливой жизни. Я рассказываю о своём опыте поисков заветной двери в сад. Как помните, у Алисы путь в этот сад не был простым и прямым, но она не боялась экспериментировать, прислушиваться к голосу интуиции. Наверное, это и есть первый шаг к Пробуждению: набраться смелости начать эксперименты со своей жизнью.