Пока стране нужно еще больше рабочих специальностей для ВПК, мы сталкиваемся с горькой реальностью. Молодые люди не хотят учиться на инженеров, сварщиков, конструкторов или обычных рабочих. Российские вузы перестали уделять внимание выпуску кадров для реального производства.
И понять молодое поколение можно. Если раньше граждане могли неплохо зарабатывать на заводах, а профессия инженера считалась престижной, то в 21 веке приоритеты изменились.
Страна юристов и гуманитариев
Нет, конечно, нельзя сказать, что в России не осталось рабочих, но все больше молодежи отказывается учиться на такие специальности. Хуже всего дела обстоят в крупных городах, где на первое место выходят профессии юристов, экономистов и менеджеров. Например, в 2023 году Москва выпустила около 179 тысяч специалистов.
Как думаете, сколько из них оказалось рабочих специальностей? Несложно подсчитать:
· Экономисты и менеджеры – более 51 тысячи.
· Юристы – более 21 тысячи.
· Педагоги – около 10 тысяч.
· Программисты – до 9.5 тысяч.
· Психологи – до 6.7 тысяч.
На удивление, в этом списке практически не оказалось промышленных и рабочих специальностей. С учетом такой тенденции, мы скоро будем жить в мире, где работают только юристы, экономисты, учителя и прочие специалисты. Кто же будет строить, конструировать и производить – мигранты, иностранные рабочие?
Разумеется, это проблема возникла не сегодня и даже не вчера. О будущем дефиците инженерных специальностей трубили еще в 2000-х годах, когда стало модно и престижно учиться на юристов. И действительно, в те времена многие заводы закрывались, люди уходили с предприятий, переобучались и находили себя в других отраслях.
Сегодня ситуация с производством изменилась, но в головах населения остался стереотип – в инженерии нет ничего хорошего, там много работают и мало платят. А ведь нам сейчас край как необходимо развивать электронную отрасль, строить машины и разрабатывать новые технологии. Кто будет всем этим заниматься…
Почему молодежь не идет на заводы
Интересно, что на Западе, в том числе в США, рабочие специальности не являются чем-то зазорным или плохим. Конечно, это не престижная работа дантиста или юриста в теплом офисе, но все же люди учатся и выходят на предприятия.
У нас же проблемы начались еще в 90-е годы с первым закрытием предприятий и формированием тренда на переход в более «престижные» сферы деятельности. Молодые люди попадают на заводы только в двух случаях:
1. Когда нет денег на дорогостоящее обучение в вузе на юриста или экономиста. В итоге молодой человек поступает в колледж, где получает специальное техническое образование.
2. Когда человек сам хочет работать на заводе или заниматься развитием промышленности. Причем таких молодых людей становится все меньше.
Шутка ли, все резко захотели стать богатыми и успешными. Подрастающее поколение рвется в большие города, где есть широкие возможности для развития. К сожалению, они не понимают, что в мире нет столько места под «теплым» солнцем. Всегда кому-то придется работать на предприятии или же мы полностью разрушим промышленность.
Не радует и политика регионов России, где не заинтересованы в обучении молодых кадров. Просто сухие факты: в 2023 году семь регионов заявили о прекращении подготовки специалистов-инженеров. Абитуриентов нет, поэтому колледжам и вузам просто невыгодно держать штат преподавателей.
Почему так происходит? Думаю, что нужно говорить о комплексных причинах:
1. Личное нежелание – молодое поколение просто не хочет работать на заводах. Они считают, что это непрестижное направление, где нет возможностей для саморазвития.
2. Низкий уровень зарплат – если не говорить о секторе ВПК, то в среднем рабочие получают около 60 тысяч рублей. И это с учетом того, что сейчас начали поднимать ставки. Годом ранее за работу на станке платили около 40-50 тысяч рублей. По факту некоторые предприятия платят еще меньше.
3. Отсутствует системная работы – нельзя издать отдельный указ об обязательной работе на заводе. Молодых людей можно только чем-то мотивировать. Причем делать это нужно на федеральном уровне (высокие зарплаты, перспективы развития и прочее).
В настоящее время большую часть рабочих кадров готовят колледжи. Разумеется, это платная основа, на которую у многих малоимущих семей просто нет денег. Если мы хотим получить больше инженеров или токарей, тогда нужно обеспечивать население доступным (бюджетным) образованием.
Можно ли решить проблему быстро?
Нет, ведь для этого необходимо развивать институты, открывать новые направления и мотивировать население. Конечно, всегда можно пойти путем индустриализации и оптимизации процессов. Например, внедрять роботизированные производства, искусственный интеллект. Но и тут возникает вопрос – кто все это будет проектировать и производить?
Знаете, а ведь главная опасность в том, что мы рискуем столкнуться с полной зависимостью от Китая. На предприятиях Поднебесной будут производить все основные товары, а мы лишь выпускать очередных юристов и менеджеров среднего звена.