Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 7,1
- IMDb - 7,9
Жанр: драма, комедия
Не Тарантино, но тоже есть, что почитать.
Сюжет ироничной смешной, но он показывает более здравый взгляд на толерантность в США, когда автор книг, профессор в университете издаёт книгу, которая не нравится большинству. Он же представитель меньшинств, поэтому должен писать только «чёрные» романы, чтобы соответствовать стилю.
Джеффри Райт наконец-то сыграл в главной роли, раскрывая свой потенциал. Пусть лента вышла абсурдной, где американское общество уже высмеивает само себя, но Райт смотрится неплохо. Мы знакомимся с личной жизнью профессора, который пытается найти вдохновение, чтобы завершить начатую несколько лет назад книгу. Для большей драмы зрителя сталкивают с проблемами одинокого человека, чтобы показать, что надо выживать в этом обществе. На зарплату преподавателя особо не проживёшь, поэтому лента вписывает проблемы в семье, где важна любая деталь, любая помощь, любой цент.
Сестра, ухаживающая за больной матерью, брат, живущий сам для себя – мы видим эту сложную жизнь. Что сделал Джеффри, когда почувствовал свободу? Творческий подъём, желание поскорее покинуть дом. На примере семьи мы видим, что даже если персонаж сбегает от проблем, это не значит, что проблемы решатся сами собой. Один драматический удар сюжета, второй на подходе, а финансы то утекают.
Что делать в таком случае, если ты писатель? Писать, публиковаться и продавать! Но если твоё романтическое чтиво никто не покупает? Лучше выдать что-то иное. Лента напомнила все проекты по смене личности (начиная от супергероик до псевдонимов знаменитых авторов, к примеру Джоан Роулинг и Роберт Гэлбрейт – это один и тот же человек). Режиссёр показывает тонкости авторской работы, демонстрирует, что просто так, в современном обществе, нельзя взять и делать работу, которая тебе не свойственна. Когда ты писал слабые романы, которые не особо нравились даже близким, то смена слога, конструкции, повествования, жанра в конце концов – могут сильно повлиять на становлении личности.
«Американское чтиво» представляет персонажа, который подстраивается под общество. Писатель уже поставил определённые рамки своим происхождением, поэтому в угоду публики, мы начинаем творить. Забавляет и ужасает то, что чем ужаснее, грязнее, пошлее произведение, тем больше у него хвалебных отзывов. Эксперты и критики на конференции спорят о культурном слое, о глубине драмы, когда по сюжету романа – криминальная драма о жизни в гетто. Даже нецензурное название книги даёт приоритет.
Параллельно взлёту автора мы видим, как налаживается жизнь у Райта. Появляется новое окружение. Но герой становится заложником своего образа, этот как анекдот про клоуна у психолога. С одной стороны у нас почёт и признание, с другой стороны – грубый образ гангстера. Лента недолго играет в тайну личности, чтобы весьма забавно представить три варианта концовки этой истории. Сюжет в сюжете позволяет зрителю выбрать тот финал для персонажа, который придёт ему по вкусу.
В целом, лента показывает иронию всей культуры в США. Будто американцам самим приелась тема угнетённого народа, но любое ответвление от этого, демонстрирует непринятие обществом. Смысл: если ты афроамериканец, то ты обязан писать о прошлом своего народа. Бредовые взгляды показывают, что, как бы ужасно не выглядело творчество, в массовой культуре это произведёт фурор. Аллегории с книгой гангстера можно увидеть во всех отраслях: от кино до музыки, от игр до традиций.
Корд Джефферсон "Американское чтиво" (2023)
"American Fiction"
Другие номинанты в категории "Лучший фильм" на Оскаре-2024: