Найти в Дзене
Кинолюбитель

Оппенгеймер (2023)

Оглавление

Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска -
https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/

Рейтинг:

  • Кинопоиск - 8,5
  • IMDb - 8,5

Жанр: биография, драма, история

На премьере фильма «Довод» в 2020 году Роберт Паттисон дарит Кристоферу Нолану книгу об атомной бомбе. С тех пор мысль режиссёра была направлена на историческую биографию, ведь бомба в «Доводе» нужна для инверсии (SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS), а что если показать миру историю создания атомной бомбы? Это переросло в байопик о Роберте Оппенгеймере – «отце атомной бомбы», который режиссёр снял в своей любимой манере – игре со временем.

-2

Поразительный актёрский состав, представление биографии физика сразу с трёх сторон и постепенное нагнетание, чтобы показать великие преобразования в науке и в истории вооружений. Картина берёт начало с ветви допроса Роберта, когда после запуска его проекта система решила показать, кто главный в этой стране. Мы видим прекрасное преображение Киллиана Мёрфи, который из-за прекрасных голубых глаз выдаёт лучший перфоманс в своей карьере. Одновременно, в прошлом, перед нами физик-практикант, который в Кэмбридже кажется таким неумёхой. Это интересное знакомство с героем, когда наблюдаешь за ним с самых низов, чтобы оценить, чего он достиг.

-3

Третья (самая поздняя) по хронологии временная линия представлена в чёрно-белом варианте, чтобы и отличить промежутки, и дать оценку всем прошедшим испытаниям, трудностям и проблемам. Лента не выделяет перед нами сразу избранного человека, а, наоборот, выпячивает пороки, негативные отзывы, плохое впечатление людей от главного героя, чтобы показать основной лейтмотив всей истории – гениальность не значит мудрость.

-4

Позже, когда зритель уже познакомился с основным кастом, с проблемами допроса в рамках одобрения комиссии, сюжет запускает теоретические практики, уроки физики и знакомство с разными учёными. Молодой и амбициозный физик на пороге Второй мировой войны. Режиссёр прекрасно вплетает военные события, чтобы сопоставить значимость Роберта на фоне других физиков.

-5

Фильм затрагивает много теорий расщепления атомов, показывает возможные исходы тех или иных опытов. Визуальная составляющая в совокупности с монтажом звука позволяет пережить каждый кадр, каждый возможный исход. Радует, что, несмотря на всю ученую подоплёку к созданию бомбы, сюжет не уходит в зубрёжки и термины, не зацикливается на формулах, спорах, но при этом умудряется показать всё. Возможно, в этом и кроется магия масштаба и трёх временных рамок, чтобы не останавливаться на одной науке. События сменяют друг друга быстро, причём Нолан впервые показал интимные сцены в своей работе, чтобы провести прекрасную параллель деятельности Оппенгеймера и перевода текстов на санскрите.

«Я смерть!»

-6

Параллельно исследовательской работе картина переплетает гонку вооружений со шпионажем, имеющим особое влияние в секретных кругах правительства. Коммунисты, социалисты – период, когда под строгими тайнами государств шпионы узнавали и предавали идеи и страну ради первенства мировых держав. Вступление в партию? Уже являет собой некий опасный ход, поэтому, когда мы сталкиваемся со многими людьми, сразу проводится параллель со второй временной линией: все добряки и друзья вначале оборачиваются врагами под гнётом правительства. Именно идеи и взгляды Оппенгеймера разительно отличаются от системы.

-7

Прекрасные кадры опытов и подготовки к испытаниям. Мы переходим от формул в аудиториях до практического использования химических элементов физическими силами. Это прекрасная демонстрация того, на что готово пойти государство, когда великий ум им нужен. Поражает, как здравый смысл и наука сталкиваются с ужасающими целями. С Гитлером не получилось испытать, так давайте отомстим за «Пёрл-Харбор». Вот те взгляды и ненависть сильных мира сего, чтобы показать, что для достижения целей, гуманизм сгнивает в зародыше. Сцена в Белом Доме с выбором... одна из самых эмоциональных и ошеломляющих. Роберт начинает осознавать, а военные уже запланировали всё наперёд.

-8

Кадры испытаний, взрывы – это визуально-звуковой оргазм, что выражается в демонстрации «грибов» и проведением ужасающих параллелей. Когда режиссёр задумал фильм, он не знал про события 2022 года, но идея и взгляды Оппенгеймера подходят под прошлый год. Это надо же так выразить. Пугает радость и праздники в честь Роберта, чтобы вскоре перейти к... Хиросиме и Нагасаки.

-9

Вот фильм плавно собирает события для второй временной линии, чтобы плавно вклиниться с хронологию. Ошеломлённый Роберт, выражающий эмоции и осознающий последствия, беседа с Альбертом Эйнштейном и расплата. Именно после всех военных событий Роберт сталкивается с расчётливой местью и силами власти. Здесь картина подключает хитрые уловки и подставы, чтобы сначала показать, как всё было, а уже потом описывать каждое осведомлённое лицо. В целом, лента показывает, что: «сейчас ты им нужен, а надоешь — они тебя выкинут, как прокажённого. Их принципы, их кодекс — всего лишь слова, забываемые при первой опасности. Они такие, какими мир позволяет им быть». Сюда очень чётко подошли слова Джокера из «Тёмного рыцаря».

-10

В итоге, фильм демонстрирует влияние власти и целостность системы. Поставить свою точку зрения? Ни в коем случае! Это приводит Оппенгеймера к проникновенному диалогу с Эйнштейном и блистательной актёрской работе Киллиана Мёрфи. Разоблачение в третьем акте – словно ода всем ветвям повествования, когда лицемерие срывает истинное обличие.

-11

Кристофер Нолан подарил отличный байопик, смонтированный в трёх временных линиях, чтобы рассказать о гениальном уме в лапах правительства. Можно смело заявить, что «Оппенгеймер» – это реабилитация за чрезмерно перегруженный палиндром «Довод». А за актёрский состав – отдельное спасибо.

P.S. Нолан гений!

Кристофер Нолан "Оппенгеймер" (2023)

"Oppenheimer"