Слова Софьи о том, что «нет правды на земле», выстраданы. Встретившись с ней около скита, Алексей видит надломленную, нет, почти сломленную жизнью девушку. Выразителен сам портрет её: «Она сидела под кустом орешника в своей любимой позе, уткнув подбородок в колени. Ядовито-чёрное, ещё не стиранное платье торчало жёсткими складками, подчеркивая худобу тела, голова в белой косынке казалась забинтованной, как после тяжёлой травмы» (в фильме мы видим её несколько иной).
Но ещё более тяжёлая травма нанесена её душе. Наверное, всем зрителям памятна сцена, когда монахиня, получив от Софьи вожделенную подпись на дарственной, расписывает, как будет проходить постриг. А ведь в романе Софья сама говорит об этом! «Разные наши дороги. — Голос Софьи зазвенел и погас, стал торжественным и стылым, глаза распахнулись и словно остекленели: — Меня ждет последование малой схимы. Знаешь, как это происходит? Свечи горят, голоса в соборе гулкие, им эхо вторит. Я на коленях стою и протягиваю ножницы матушке Леонидии, а она их отвергает. Я опять протягиваю ножницы… Трижды игуменья будет испытывать мою твёрдость, а на третий раз примет ножницы и выстрижет мне крестообразно волосы. И потом ряса, пояс, камилавка и веревица…» «Стылый» голос, «остекленелые» глаза… Страшно! Что довело юную девушку до такого состояния? Она расскажет сама: и как везли, и как укоряли… «Игуменья настояла, чтобы я ещё год киноваткой жила», - скажет Софья, но слово с неё взяли… И привезли её в этот скит, где ей хорошо («Сёстры добрые, любят меня»), - наверное, чтобы увидела лучшие стороны жизни в монастыре, но вместе с тем – «с острова не убежишь». Обитель показана глазами Алексея: «Стоит скит на острове, не только высокие стены, но и глубокая вода озера ограждают от мира служительниц Божьих».
А самое основное – в словах Софьи «Да и куда идти? В Кронштадт? Зачем я тебе там нужна?» И главное, конечно, - «Камнем на твоей шее быть не желаю!»
В романе удивительно выписана эта сцена! Алексей только что был настроен очень решительно: «Значит, всё-таки готовят её на постриг. Она же не хочет, не хочет… Я по бревнам растаскаю ваш забоp, а до Софьи доберусь!» А сейчас смущён… Никак не может он сказать, «что жизнь свою готов отдать ради Софьи»: «Он силился найти те самые единственные слова, которые смогут всё объяснить и поставить на свои места, но эти слова не шли на ум, и он торопливо и сбивчиво рассказывал про родную деревню, про матушку Веру Константиновну, повторял, что люди должны, просто обязаны помогать друг другу, обвинял Софью в строптивости и упрямстве и чем больше он говорил, тем мрачнее она становилась». А Софья бежит от него. Или от себя? «Она внимательно всмотрелась в Алёшино лицо, словно надеясь увидеть в выражении что-то недоговорённое, а может быть, запоминая черты его перед вечной разлукой, потом отвернулась и вдруг бегом бросилась прочь, ныряя под низкорастущие ветки орешника».
С этой сцены начинается существенное расхождение фильма с книгой. В кино, простившись с Алексеем, Софья соглашается его проводить, а затем, после бегства от Брильи, путь назад уже закрыт. В книге Софья возвращается в скит, покинув Корсака.
«"Я тебя ждать бу-у-уду!" — крикнул Алексей с отчаянием, поднял забытую Софьей косынку и промокнул вспотевшее лицо. Косынка слабо пахла какими-то травами, ветром, свежестью. Он поцеловал этот белый лоскуток, старательно свернул и спрятал себе на грудь».
А она тоже переживает только что произошедшее: «Софья бежала без остановки до самой калитки и только за пенами скита усмирила шаги, переводя дыхание. "Глаза-то у него какие синие… Как он меня разыскал? Не спросила… Всё забыла, как его увидела. Что я ему такое говорила? Не помню. Правы сёстры, я и впрямь бесноватая… Да разве я смогу прожить жизнь в этих стенах?"»
И дальше, вышивая пелену «святого Макария Желтоводского», вновь обдумывает всё: «Иголка не слушается, выскальзывает из дрожащих пальцев. Мелкий речной жемчуг струится, течёт, как вода. Едва намеченный на тафте лик преподобного Макария вдруг нахмурился, потемнел. Что это? "Я плачу. Слёзы мочат пелену. Прости меня, матушка Леонидия. Испытала я свою твёрдость. Тверда я. Прости…"» И её уход к Алексею – не случайность: «Когда красная луна выползла из-за верхушек дальних сосен и стройный хор вечерней службы славил уходящий день, Софье почудился далёкий зов, и она побежала на него».
И будет испуг: «Где же ты? Разве я найду тебя в этой кромешной тьме? А может, и не было того далекого крика? Где ты, Аннушка?» И будет обретённое счастье: «Собаки вдруг остановились, заворчали, и Софья упала на Алёшину грудь. "Не плачь, милая… Всё хорошо. Скорее отсюда, скорее…"»
А вот дальше мы узнаём, что Алёша Софью отвёз к себе в имение – и, конечно, испугал матушку. «"Кого ты привёз, Алеша, господи, кого?"— причитала мать, испуганно глядя на девушку… Только на следующий день, когда история Софьи была пересказана со всеми подробностями, с лица Веры Константиновны исчезло напряжение, и она тут же обласкала Софью: "Одно дитё рождённое, другое суженое", и всплакнула: "Будем теперь вдвоем Алёшеньку ждать"». И сразу определится отношение матушки: «Веру Константиновну мало беспокоило, что Софья бесприданница, что нет у неё своего угла и что должна она до свадьбы жить в доме жениха, хоть это и противно человеческим законам. Но мысль о том, что Софья похищена, да ещё у кого — у Божьих сестер — не давала спокойно спать доброй женщине. "Как уберегу? Что людям скажу? — причитала она и уговаривала Софью: - Отцу Никифору, Ольге Прохоровне и всем прочим говори, что ты Глафиры, снохи моей покойной, дочь"» (хотя Софья и противится этому).
И, конечно, те сцены в фильме, где Софья под видом бойкой разносчицы проникает в дом Брильи, с книгой не имеют ничего общего.
Меня удивляет не то, что Софья, если допустить, конечно, возможность такого развития событий (мне кажется, что она в своём понимании долга дружбы очень близка друзьям-гардемаринам, что в полной мере проявится во второй книге, - об этом речь впереди) пошла на подобную авантюру, а то, откуда она, простите, нахваталась такого «галантерейного обхождения»:
Умным родиться - нехитрый секрет.
Мужеский ум либо есть, либо нет.
Женская прелесть - иное,
Дело она наживное.
Неужели в монастыре «киноватка» усвоила: «Кружево, шпильки, помада - всё, что любезнице надо?» И, конечно же, я совершенно согласна с пишущими, что «в сценах с Анастасией и Брильи Софья на себя совершенно не похожа. Не умела она ни хитрить, ни кокетничать».
… Я иногда получаю упрёки такого плана: «Опять вы путаете книгу и фильм». Дальше идёт комментарий по фильму, с которым я не согласна, но оспаривать не буду, признавая право каждого на своё ви́дение, но вот заключительный совет… «Разделите в обзорах книгу и фильм. Хватит цитировать то, что говорилось про фильм. Даже кадры я б от фильма не давала. Путают. Но это фиг бы с ним. Но цитаты про фильмы. И беря аргументацию, берит книгу только, не смешивайте. В фильме иначе». Я не поняла: может быть, действительно непонятно, о книге или о фильме я пишу? Может быть, действительно кого-то запутала (сама-то я книгу и фильм никак не путаю)? А что касается кадров из фильма, то уже указывала, что вставляю их поневоле: статьи только с текстом не смотрятся совсем, нормальных иллюстраций к книгам найти не могу, сама рисовать не умею абсолютно – вот и приходится использовать те самые кадры…
***********
В финале первой книги мы видим вполне благополучно сложившуюся жизнь Софьи: князь Черкасский (которого она сумела даже с женой примирить) «даровал» ей мызу под Петербургом, где она живёт вместе с будущей свекровью в ожидании своего Алёшеньки. Богатство Зотовых вернуть ей не удалось, как бы этого ни хотелось мне и, как я поняла, многим комментаторам. Но получила она немалое наследство от тётки (опять-таки не без помощи Черкасского)
«Софья стала богатой наследницей, но это мало её занимает. Другими заботами заполнен день — сидеть подле маменьки Веры Константиновны у окошка, читать и всматриваться прилежно в летний туман и зимнюю вьюгу — не зачернеется ли карета, везущая Алёшеньку на вакацию — хоть на неделю, хоть на денёчек! И как бы ни была счастлива последующая жизнь Софьи, удел её — ждать».
«"Алеша, а я? Как же мне жить без тебя?"»— спросила Софья мёртвым голосом. — «"Ждать"», — только и нашел он, что ответить».
Но судьба ещё заставит её показать характер…
До следующего раза!
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Путеводитель по всему циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь