Вот я и перечитала «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, уж не знаю, в какой раз. Это одна из моих любимых книг, я могла бы её читать вечно и учить наизусть. Когда-то я взяла за основу своей жизни и привила себе гедонизм, который там столь ярко и красочно описан. Стремление к беспечности, радости и услаждению плоти. Не вижу в гедонизме ничего плохого. Просто мистер Грей его употреблял не по назначению. Зачем обязательно предаваться всем порокам и радоваться разврату? Считаю, что нужно жить счастливо и без всяких самоограничений. Просто умный человек сам поймёт, чего ему надо. Я вот никогда ни в чём себя не ограничиваю. Но я ведь не хочу колоться героином? Не хочу. Это плохо, вредно и тупо. И потому я не заставляю себя силой отказываться от этого и не переживаю из-за того, что никогда мне этого не познать.
Таков мой гедонизм. Радуйся, но не во вред себе и другим. Делай всё, что хочешь, потому что твой умный мозг не позволит тебе хотеть чего-то плохого. Всё! Счастливая жизнь обеспечена. Я буду стремиться к вкусной еде и интересным книгам, фильмам, компьютерным играм. Это доставляет мне удовольствие, а кое-что и приносит пользу. Вот такой я гедонист.
Впрочем, я отвлеклась. Хотела ведь о книге побазарить, а в результате мы имеем целый абзац о себе-любимой. Больно уж близка книга. Она на меня повлияла так же, как повлияла в своё время на Дориана книга, которую прислал ему лорд Генри. (Кстати, не подскажете, что это за книга? Я не стану от неё хуже, честно-честно!)
Инфа для непрочитавших: художник рисует портрет красивого юноши; юноша понимает красоту своей молодости и желает, чтобы та длилась вечно, а портрет старел; желание сбывается. PROFIT. Ещё есть козёл лорд Генри, который влияет на этого юношу очень плохо. Всё, краткий пересказ окончен.
А теперь рассужденьица. Постараюсь сильно не спойлерить.
Чего я не понимаю — так это того, почему красота — это самое главное в жизни. Дориан пускался во все тяжкие грехи, и они сходили ему с рук, потому что он так молод и красив. То, что общество уже начало его подозревать во всяких непотребствах, никак на нём не отражается. Ну, не хотят с ним знаться приличные люди, но ему вполне хватает неприличных. И почему он оказывает на людей такое сильное влияние — только благодаря красоте? Я, знаете ли, тоже люблю на красивых людей любоваться, но если они при этом сволочи, то лучше я буду это делать издалека. А самое главное — почему Уайльд решил, что все пороки обязательно должны отражаться на лице? Или мало на свете красивых козлов?
Читая эту книгу в детстве, я не понимала её конца — когда Дориан раскаялся, а портрет его не простил. Ну, осознал свои ошибки, с кем не бывает. Но теперь-то понятно, что ни шиша он не осознал. В своих размышлениях он ни разу не подумал: «Какой я сволочь, да как я мог». Он думал: «Я убил человека, но никто об этом не узнает, все улики уничтожены, ну и чо?» Точно так же, как когда-то, когда он только-только осознал силу портрета, он не жалел свою любимую и не думал о её чувствах — он прислушивался к своим. Так что лорд Генри, конечно, подлец и растлитель, но и Дориан с самого начала был с гнильцой полного эгоцентризма.
Но почему Дориан во всей своей поганой жизни обвинял доброго и положительного художника? Почему не себя и не лорда Генри? Художник просто наградил его сверхспособностью, а уж как он ею распорядился — это его личное дело. А лорд Генри, соответственно, оказывал дурное влияние — и Дориан прекрасно это осознавал, но, тем не менее, виновным его не считал. Странно.
И вот что ещё меня рассмешило. Единственное доброе дело, которым так гордился Дориан! Он, видите ли, девушку пощадил, а мог бы и обесчестить. То есть, по его мнению, если не делаешь зла - то это уже добро?! Кажется, его умственное развитие затормозилось вместе с физическим…
Вечная молодость. Большие деньги. Вкусный хавчик, слуги, роскошь. Мне даже обидно, что Дориан так паршиво распорядился таким счастьем. Он мог бы всю жизнь вкусно кушать и собирать свои коллекции драгоценных камней. Так нет же, обязательно скатываться фигзнаеткуда.
Виновен ли портрет?
Поскольку я обожаю эту книгу, я бы хотела поговорить о ней ещё. Но лучше на этом прерваться, а то сие повествование растянется на множество страниц.
19.06.2015