Найти тему
Иллюминатор

Кто спрятался за образом Кощея?

Делимся интересными замечаниями из книги «Исторические корни волшебной сказки» выдающегося отечественного филолога Владимира Яковлевича Проппа.

Сказка — это не просто придуманный мир, в котором возможны чудеса и торжествует справедливость: зло наказано, а герой спасен. Это отражение далекого прошлого человечества с его языческими ритуалами, обрядами посвящения, культом предков и мистическим трепетом перед загробным миром. Сказка притягивает нас своей таинственностью, но что скрывается за этим волшебством?

1. Кощей Бессмертный — повелитель царства мертвых, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься неофит, чтобы пройти обряд инициации, пережить символическую смерть, доказать свою силу, возродиться и стать полноценным членом общины, в том числе получить право на брак.

-2

2. Герою предстоит освободить невесту, которую злодей похитил из мира живых.

Кощею как мертвецу «приписывались два сильнейших инстинкта: голод и половой голод. Эти два вида голода иногда ассимилируются: „Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал; красавица была, так за жену себе взял“ („Никита Кожемяка“). Божество избирает себе возлюбленную или возлюбленного среди смертных. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака».

-3

3. В. Я. Пропп считает, что за фигурой Кощея-похитителя скрывается сказочный змей.

«Особенно часто в качестве воздушного похитителя является ветер или вихрь. Однако сопоставление подобных случаев показывает, что за вихрем обычно кроется или змей, или Кощей, или птица. Вихрь может быть рассмотрен как похититель, потерявший свой животный, или змеиный, или иной образ. Похищает вихрь, а когда герой разыскивает царевну, то оказывается, что она во власти змея. „Ведь это не вихрь, а змей лютый“, — прямо говорится в сказке („Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой Красе, и об Иване-Горохе“). Такие выражения, как „Кощей страшным вихрем вылетел в окно“ („Марья Моревна“), показывают, какими путями шла потеря животного образа».

-4

4. С фигурой Кощея связана инициация не только юношей, но и девушек:

«…похищенная получает брачное посвящение через Кощея, после чего переходит в руки человеческого жениха».
«Она имеет как бы два брака: один — насильственный со зверем, другой — с человеком, царевичем».

5. В сказке «Кощей Бессмертный» украденную женщину спасает ее сын. В этом сюжете описана смерть Кощея:

«У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть».

В сказке «Царевна-лягушка» говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы. Кощеева смерть связана с древнейшими представлениями о душе и мире:

«…душа мыслится как самостоятельное существо, могущее жить вне человека. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей».

-5