Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ПРИНЦИП АРИСТИДА

Жил в Афинах, примерно 2500 лет назад, один хороший человек, причём, как ни странно, из числа представителей власти, а если уж совсем точно - правитель и полководец. Звали его Аристид, по прозвищу Справедливый. Потому что был он... в самом деле справедливым. И вот вам пример.

Однажды шёл он по улице родного города, а дело было аккурат в период голосования, когда жители решали, какой политик достоин остаться на своём месте, а какого надо прогнать (демократия, что поделать!). Причём своё мнение они выражали весьма своеобразно: разбивали на центральной площади (агора по-ихнему или майдан по украински) большую амфору, каждый брал черепок и выцарапывал на нём имя того, кого он не хочет больше видеть у руля власти. А поскольку черепок этот по-гречески называется ὄστρᾰκον, всю эту процедуру нарекли словом "остракизм".

Так вот, шёл Аристид, шёл, и повстречался ему какой-то представитель низших слоёв общества, который, тем не менее, имел право голосовать, но вот беда - был неграмотным, а потому попросил внешне благородного мужа помочь ему, написав на черепке нужное имя.

- А кого писать-то? - спросил Аристид. - Чьё имя?

- Да напиши "Аристид", - сказал прохожий.

- А что такого плохого сделал тебе этот человек, коль скоро ты хочешь, чтобы его прогнали с должности? - осторожно осведомился правитель.

- Да заколебал он! - в сердцах промолвил человек. - Только и слышишь о нём: "Аристид Справедливый, Аристид честный, Аристид умный!" Сколько можно? Надоело слушать, какой он хороший! Аж тошнит!

Услышав это, представитель законной власти ничего не стал говорить, а просто нацарапал на остраконе своё имя, отдал его голосующему и пошёл дальше. А мог бы и бритвой по глазам! и имя какого-нибудь своего конкурента написать. Но - совесть не позволила. Принципы. Он сделал это, зная наперёд, что этот черепок, быть может, станет 6000-м, и именно из-за него народ укажет своему вчерашнему владыке на дверь, то есть приговорит его к изгнанию (что, кстати, в итоге так и вышло).

-2

Так в чём же суть ПРИНЦИПА АРИСТИДА? Оказывается, вовсе не в том, чтобы проявлять свою честность всегда и везде, даже когда она может обернуться для тебя крупными неприятностями.

ПРИНЦИП АРИСТИДА заключается в том, что слишком хороших (умных, честных, справедливых, талантливых, инициативных и пр.) народ в целом не особо жалует и, мягко говоря, просто недолюбливает и стремится от них избавиться. Потому что такие люди, по сравнению со среднестатистическим гражданином, слишком положительны, а значит, ему подсознательно неприятно отдавать свой голос за таких вот "непорочных святош". Лучше их долой, а вместо них пусть придут свои в доску, обладающие набором тех же пороков, как и у нас с вами! Мы это поймём и простим. А вот ставить над собой того, кто всем своим видом будет напоминать нам о нашей ущербности... Это уж увольте!

В общем, если вы вдруг узнали о том, что вот эту добрую и милую женщину бросил муж, вот этого трудолюбивого и умного сотрудника выжили из коллектива, вот этого бескорыстного и преданного товарища подставили его же друзья, знайте: всё это происходит в полном соответствии с ПРИНЦИПОМ АРИСТИДА.

Но... может, это потому, что все эти положительные качества у брошенных, обманутых и уволенных были слишком уж яркими - настолько, что слепили остальным глаза? И, кто его знает, как бы сложилась судьба Аристида Справедливого, если бы он был справедливым не напоказ, а как-нибудь втихаря, чтобы остальные не начали комплексовать по поводу собственной неполноценности?

Фото с сайта https://ru.wikiversity.org/wiki/Аристид_и_крестьянин
Фото с сайта https://ru.wikiversity.org/wiki/Аристид_и_крестьянин

Аристид (около 530 - 467 до н.э.) - афинский государственный деятель, полководец периода греко-персидских войн.

Родился в Афинах, в Алопеке - одном из самых престижных районах (что-то типа нашей Рублёвки). Вместе с тем, в ряде источников упоминается, что Аристид был бедным. Однако это, скорее всего, было либо ошибкой, либо намеренным введением в заблуждение, потому что в дальнейшем он занял пост архонта-эпонима, а на такую должность приглашали далеко не каждого, надо было соответствовать статусу.

В юности Аристид был приверженцем Клисфена, который, собственно, и сделал Афины демократическим государством, а заодно придумал форму голосования через остракизм. Но потом подающий надежды будущий государственный деятель выбрал единственно верную для него тактику и предпочёл удалиться не только от Клисфена, но и от всех других политиков и представителей партий, соблюдая нейтралитет.

У него были серьёзные разногласия с очень популярным в Афинах полководцем и тоже известным властителем Фемистоклом. Но такое нередко в кругу людей незаурядных и одарённых.

Кстати, во время Марафонского сражения Аристид дрался с персами в центре боевого строя, наравне с другими греками, включая того самого Фемистокла.

В итоге его доблесть и честность (он не разрешил другим грабить обоз врага и сам не взял ничего из трофеев, а всё отдал в общую казну) повысили, позволив стать высшим должностным лицом Афин.

После политической реформы, среди авторов которой числился и Аристид тоже, ему было поручено наблюдение за общественными доходами. И он начал публично разоблачать многих влиятельных лиц (включая Фемистокла) в громадных хищениях. Правда, несколько погорячился, ибо Фемистокл подал на него в суд и выиграл дело, поскольку собранных Аристидом доказательств оказалось слишком мало для полновесных обвинений в коррупции. За это правдоруба снова понизили в должности.

Всё это время персы продолжали угрожать восточным рубежам Афин. И вчерашние политические противники были вынуждены вновь объединиться: Фемистокл начал укреплять флот, Аристид - сухопутные силы. И хотя каждый гнул своё и считал, что именно ему надо выделить больше денег, оба они делали правильное и нужное дело.

Однако потом дело опять зашло слишком далеко, и Фемистокл начал распространять слухи, будто Аристид стремится к тирании.

Было снова назначено голосование, и вот как раз тогда произошёл случай, о котором я рассказал в самом начале. Проиграв политическое сражение, Аристид был вынужден уехать из Афин на остров Эгину.

А потом Ксеркс вторгся в Элладу и потребовал от греков "земли и воды". К сожалению, разобщённость эллинских племён привела к тому, что далеко не вся Греция поднялась против агрессора. А бесстрашного царя Леонида с его 300 спартанцами персы уничтожили в Фермопильском ущелье, хотя и очень дорогой ценой.

Вот тогда Аристид вновь вернулся на родину, помирился с Фемистоклом, принял командование отрядом гоплитов и начал освободительный поход против персов.

А потом они снова поссорились... И так далее.

Но каждый раз Аристид проявлял себя как исключительно справедливый человек, которые готов даже пострадать во имя того, чтобы восторжествовала истина и каждому было воздано по его заслугам.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!