С первых же недель святителя Нектария на новом, ректорском послушании стало понятно, что без искушений не обойдётся – слишком уж сложной и десятилетиями запутанной была ситуация с управлением знаменитой Ризарийской школой.
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке
Единого направления в учебно-педагогической деятельности в те годы не было, профессора и преподаватели учили «кто во что горазд». Звучит странно, но многие тогдашние студенты этой церковной школы вообще не верили в Бога и поступали в Ризарион не ради служения Церкви, а ради получения, как тогда говорили в Афинах, «более-менее приличного образования», чтобы имея диплом, заняться потом чем угодно, кроме служения Богу. Часто богатые греческие родители правдами и неправдами «пристраивали» своих отпрысков в Ризарион - ради диплома и будущей карьеры. Можно себе представить, какой была духовная и нравственная обстановка в Ризарион в те годы, когда ректором стал святитель Нектарий.
Однако, едва ли не самой большой проблемой для святителя оказалось постоянное вмешательство в его распоряжения членов Административного совета, которые, будучи людьми светскими, далекими от Церкви, самостоятельными, далеко не бедными и не терпящими над собой никакой власти, не собирались уступать святителю даже в мелочах. Эти совершенно мирские люди на полном серьёзе считали его – митрополита - своим подчинённым, а себя – его работодателями.
Однажды, уже через месяц после вступления святителя в новую должность, свои претензии ему высказал председатель опекунского совета - человек влиятельный, деловой, входящий в высший круг афинских предпринимателей того времени. Зайдя однажды утром в кабинет святителя, он сел в кресло и начал высказывать разные претензии:
- Послушайте-ка, Ваше Высокопреосвященство, - по деловому начал председатель. – Ваша система воспитания нас не вполне удовлетворяет.
- Да? А чем именно? – с уважением спросил святитель.
- Да уж слишком вы мягкий какой-то. Пожестче надо и более по деловому.
- Ну, хорошо, я постараюсь быть более строгим, - смущённо сказал святой.
- На такой должности от вас прежде всего требуется что? Строгость, твёрдая рука, административная хватка, - продолжал «наставлять» святителя деловой человек. – Кроме того, мне докладывали, что вы, владыко, проповедуете среди студентов аскетизм. Но аскетизм — это совсем не наша идеология, аскетизм, владыко, давно устарел. Наши студенты, как вы уже, наверное, и сами успели убедиться, в основном, мальчики из хороших семей и в батюшки или в монахи собираются далеко не все из них.
- О, да, - тихо сказал святитель, - я к сожалению, успел в этом убедиться…
- Почему вы говорите «к сожалению? Недопустимо так говорить. Не аскетизм нужен, а энциклопедические знания, хотя бы классическое образование, изучение языков, древних и новых…
Святитель возразил:
- Господин председатель попечительского совета, позвольте с вами не согласиться. Прежде всего необходимо образовать себя во Христе.
- Ну ладно вам, ладно, - не скрывая раздражения, перебил председатель. – Это всё монашеские присказки. Я вам вот ещё что хотел сказать: мне на вас много жалуются.
- Кто именно на меня жалуется, господин председатель попечительского совета? – с уважением спросил святитель. - Преподаватели или ученики?
- Не имеет значения, вас это не должно волновать. Жалуются, что вы заставляете носить бороду, придаёте этому чересчур большое значение. Это недопустимо. У нас в уставе школы ничего про бороду не сказано.
- Однако, в уставе сказано, что студенты должны иметь серьёзный. приличествующий мужчине вид, - снова мягко возразил святитель.
- Избегайте крайностей, ваше высокопреосвященство. Завершая наш разговор, хочу отметить, что ваши воспитательные методы мы считаем неудовлетворительными. Времена изменились, мы живем уже не в эпоху Каподистрии.
На этих словах, председатель опекунского совета, всем своим видом показывая, что не намерен продолжать разговор, резко поднялся и, не прощаясь, вышел из кабинета владыки, с силой захлопнув за собой дверь.
Святитель задумчиво глядел ему вслед и думал, стоило ли возразить более активно, может быть, привести какие-то аргументы, поделиться мыслями? «Нет, всё правильно», - решил он, наконец. Святитель вдруг улыбнулся, вспомнив одного старца на Синае, который говорил: «Если грек получает в свои руки хоть чуточку власти, то себя начинает мнить фигурой, не меньшей, по крайней мере, Александру Македонскому. Хочет, чтобы он такой важно шёл, а все вокруг ему в пояс кланялись».
Святитель вышел из-за стола, встал перед иконами, трижды перекрестился и смиренно попросил: «Господи, помоги мне всё это выдержать».
Забегая вперёд, следует сказать, что послушание ректора школы Ризарион святитель Нектарий смиренно нёс целых четырнадцать лет.
© Электронное издательство Орфограф, 2024
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь