В конце ХIX века молодая столица освобожденной от турецкого рабства Греции - Афины представляла собой нечто среднее между городом и деревней. Мартовское солнце весело отражалось в черепичных крышах и глиняных горшках с базиликом и ореганом, воздух был напоён ароматом жасмина и сирени.
Всё переливалось избытком аттического солнца: крыши домов, сады, площади, улочки, древний Акрополь. Афиняне любили проводить время в многочисленных кофейнях – своего рода клубах, где можно было всласть поспорить и поговорить, независимо от социального статуса, богатства и рода занятий.
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
В центре столицы, на пути, ведущем к королевскому дворцу, на улице Амбелокипон, за внушительными каменными стенами возвышалось здание духовной школы «Ризарион», как её называли некоторые афиняне «школа батюшек» или «школа монахов». Что же это было за учебное заведение и почему оно так называлось?
Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке
Это была церковная школа, основанная в 1844 году на пожертвования известных предпринимателей меценатов братьев Мантоса и Георгия Ризарисов. По их фамилии школа и стала называться «Ризарион». Братья Ризарисы много лет прожили в России, где успешно занимались торговлей и разбогатели, став миллионерами. Будучи верующими людьми и патриотами, значительную часть своих богатств они решили вложить в просвещение своего народа, переживавшего тогда не лучшие времена. По совету духовных людей, братья основали в Афинах школу, из которой могло бы выходить образованное духовенство, просвещавшее бы греческий народ после столетий темноты и турецкого ига. Братья Ризарисы не только купили землю, не только построили здания школы, но и обеспечили её средствами на десятилетия вперед, создав фонд, который управлял афинской недвижимостью и распределял полученную прибыль на содержание учебного заведения, формирование и поддержку библиотеки, оплату труда педагогов, профессоров, стипендии и тому подобные нужды.
При школе был построен храм святого великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя одного из братьев. Согласно воле и завещанию братьев Ризарисов, отраженному в уставе школы, учебное заведение управлялось выборным административным советом «Фонда братьев Ризарис», состоявшим из десяти членов. Совет согласовывал свои действия с Министерством религии и образования Греции, которое назначало ректора и с митрополитом Афинским. В члены совета избирались уважаемые, общественно значимые и богатые люди, причём, по завещанию братьев-основателей, они должны быть родом из разных мест: четверо должны были происходить из деревень Загорохория в Эпире (родина братьев Ризарис), один из Янины, двое из Смирны, а оставшиеся трое из Фессалии, Крита и с Хиоса. Из десяти членов этого административного совета каждые три года избирались трое опекунов, которые фактически и принимали все важнейшие управленческие решения.
C 1881 года школа переживала упадок. Административный совет конфликтовал с кем только можно: и с Министерством религии и образования и со Священным Синодом и с преподавателями и с воспитанниками, ректоры не задерживались надолго. В конце концов усилиями митрополита Афинского Германа, который учредил премию для лучших учеников и тогдашнего министра церковных дел Афанасия Евтаксиаса, тоже выпускника Ризарион, было разработано новое Положение о школе. После этого административный совет подал ходатайство о введении должности постоянного директора и предложил трех своих кандидатов, включая святителя Нектария, который, в конечном итоге, несмотря на все козни и интриги и был выбран. Незадолго до прибытия святителя и его вступления в должность, некоторые члены совета предпринимали попытки радикально осовременить и саму школу и учебный процесс, и сделать её из церковной более светской. Однако, к счастью, эти усилия не нашли поддержки в министерстве и в Синоде.
Таков был контекст назначения гонимого святителя Нектария директором школы «Ризарион».
Святитель прибыл в Ризарион 10 марта 1894 года. У ворот школы его встречали эпитропы-члены Совета. Они хотели провести святителя в его ректорский кабинет, где было приготовлено угощение, но святитель попросил сначала зайти в церковь святого Георгия, чтобы помолиться и взять благословение Божие на предстоящее служение. В храме он зашел в алтарь, преклонил колена пред Престолом, поцеловал Евангелие и со слезами стал молиться:
«Господи! Господи, Всеблагодетелю, Спасе, Всесильне Слове, Сыне Девы, Агнче Закланный, Всемудрый Водителю, помилуй раба Твоего. Удостой меня, раба Твоего всегда понимать Твою всесвятую волю, и помоги всегда творить её. Благодарю Тебя, Господи, за всё Тебя благодарю».
Члены административного совета, преподаватели и воспитанники ждали святителя перед входом в храм. Выйдя из алтаря, святитель остановился перед иконой Пресвятой Богородицы, приложился к ней, прочел богородичный тропарь. На некоторых студентов, оказавшихся неподалёку произвело сильное впечатление, что Святитель обращался к Пресвятой Богородице на «Вы», во множественном числе (затем эту особенность постоянно замечали за святителем, например, он всегда говорил в молитвах Божией Матери «Пресвятая Владычица Богородица, очень прошу Вас…», «Пресвятая Богородица, помогите, пожалуйста…» и тому подобное).
Затем, как вспоминали студенты и преподаватели, он повернулся к ним, по-детски улыбнулся, даже покраснел, стал смущенно извиняться, что заставил ждать так много людей и сказал: «Простите и благословите. Вот теперь я в вашем полном распоряжении».
© Электронное издательство Орфограф, 2023
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь