Найти в Дзене
Александр Полозов

Проблемы строительства тоннеля на Сахалин из опускных секций.

Тоннель из опускных секций из интернета.
Тоннель из опускных секций из интернета.

- Пап, что такое альтернатива?
- Представь, что ты захотел поесть и пожарил себе яичницу, а ведь мог
ее не есть, завернуть яйца в марлю, обложить ватой и положить под лампой.
Через каких-то 2-3 недели у тебя появились бы 2 курочки и петушок. Ты бы
за ними ухаживал, растил, кормил и через полгодика у тебя бы уже был
инкубатор дома, везде бы бегали куры и петухи, через еще годик у тебя бы
уже была маленькая ферма, через 2 года большая птицефабрика, через 5 лет
ты самый большой импортер курятины во все страны мира. Но в один
прекрасный день происходит страшный ураган, наводнение, и всех твоих кур
смывает в мировой океан...
- Папа, так в чем же здесь альтернатива?
Альтернатива, сынок, это - утки.

Это третья статья о сухопутном пути на остров Сахалин. Статья №1. Почему не надо строить мост на остров Сахалин https://dzen.ru/a/Za6O7RxzlxFW0Rz1.

Статья №2 Почему сейчас нет возможности построить тоннель щитовой проходкой на остров Сахалин? https://dzen.ru/a/ZbJyts3NqH-4imhZ

Как мы рассмотрели, в предыдущих двух статья, ни мостом, ни тоннелем щитовой проходкой соединить Сахалин с материком, на настоящий момент времени, мы не можем. Следовательно из рассмотренных вариантов остается тоннель из опускных секций. Этот вариант (№3) относился к одному из альтернативных вариантов строительства перехода через пролив рассмотренных институтом "Ленгипрометротранс".

Небольшая глубина пролива Невельского, в самом глубоком месте 20-25 м. Что соответствует приемлемым глубинам принятым в мировой практике для строительства погружных тоннелей. Грунт дна пролива Невельского представляет собой алевролитовый песок, крупный и средней крупности песок. Такой грунт представляет собой весьма прочное, устойчивое и удобное для разработки основание для погружного тоннеля.

Литология поверхности дна пролива Невельского. Государственная геологическая карта Российской Федерации. Масштаб 1:1000000. Лист М-54
Литология поверхности дна пролива Невельского. Государственная геологическая карта Российской Федерации. Масштаб 1:1000000. Лист М-54

Сахалинский берег пролива это большое открытое пространство с незначительным превышением над уровнем моря. Это место удобно для строительства котлована - сухого дока отливки железобетонных опускных секций.

Полигон для сооружения секций погружного тоннеля (Нидерланды)
Полигон для сооружения секций погружного тоннеля (Нидерланды)

Рассмотрим трудности проектирования и строительства тоннеля из опускных секций через пролив Невельского, из за которых, этот вариант при сравнении инвестиционных проектов проектным институтом "Ленгипрометротранс" , проиграл тоннелю щитовой прокладки.

1. Узел соединения секций не существует в сейсмостойком исполнении для больших относительных перемещений секций. Тоннель под проливом пересекает несколько геологических разломов, в зоне которых возможны значительные деформации дна в ходе землетрясений. При 9 бальных землетрясениях, величина деформаций дна может достигать значений нескольких метров.

Узел стыка секций погружного тоннеля.
Узел стыка секций погружного тоннеля.
Узел герметизации стыка секций погружного тоннеля двумя резиновыми уплотнениями. Стягивающие конструкции  внутри тоннеля условно не показаны.
Узел герметизации стыка секций погружного тоннеля двумя резиновыми уплотнениями. Стягивающие конструкции внутри тоннеля условно не показаны.

Схема деформации погружного тоннеля во время землетрясения в зоне разлома.
Схема деформации погружного тоннеля во время землетрясения в зоне разлома.

2. Разжижение грунта во время землетрясения – процесс, который приводит к потере прочности или жесткости почвы. При расположении тоннелей, в грунтах ниже уровня грунтовых вод или вообще под водой на дне, существует опасность разжижжения грунтов. Эффекты разжижжения для погружного тоннеля под проливом проявляются следующим образом:

  • увеличивается гидростатическое давления на тоннельную обделку, что может привести к разрушению тоннеля;
  • тоннель может неравномерно всплыть (участками) или, наоборот, погрузиться в грунт в зависимости от соотношения веса тоннеля и архимедовой силы от разжиженного грунта;
Механизм разжижения грунтов а) рыхлый водонасыщенный песок до землетрясения; б) сейсмический толчок; в) момент разжижения; г) уплотненный песок после дренирования воды
и оседания частиц.
Механизм разжижения грунтов а) рыхлый водонасыщенный песок до землетрясения; б) сейсмический толчок; в) момент разжижения; г) уплотненный песок после дренирования воды и оседания частиц.

Вот по сути две проблемы, которые происходят из конструктивного решения узла соединения и герметизации секций подводного тоннеля. Очевидная невозможность для этого узла и воспринять и передать значительные перемещения дна на конструкции тоннеля, без нарушения герметичности в условиях 9 бального землетрясения. Отсутствует мировой опыт проектирования тоннелей из погружных секций в знах сейсмичности более 7 балов, так же в зонах геологических разломов. Для строительства тоннеля из погружных секций в проливе Невельского необходимо получить опыт проектирования, строительства и эксплуатации этого сооружения в сейсмически и активных зонах 7, 8 бальных землетрясений, на настоящий момент такой опыт в России отсутствует, этот метод строительства тоннеля на Сахалин для нас не доступен. Какие же у нас остались технические возможности для проектирования и строительства сухопутной Сахалинской переправы? Это постараемся раскрыть в следующей статье.