При разработке технического проекта тоннельного перехода учтены требования Главного управления военных сообщений Генерального штаба Советской Армии о защите тоннеля от воздействия ФАБ 5 тонн....
Это первая статья про присоединение Сахалина к материку. Будет их несколько и это первая статья по теме сухопутного пути на остров Сахалин.
С чем, в начале проектирования мостового перехода, столкнется ГИП? Правильно с геологией! Пролив Невельского относится к довольно изученным районам геологических изысканий. Особенно изучен геологами створ м. Средний - м. Погиби. На акватории Татарского пролива с середины семидесятых годов до начала девяностых активно проводились поисково-разведочные работы на нефть и газ. В этот период отработано около 23 тыс. пог. км сейсмопрофилей и выполнено бурение поисковых и параметрических скважин общим метражом 33 тыс. м. Вообщем, наши советские предки о нас позаботились.
Глядя на геологическую схему какая нас ожидает проблема? А проблема имеет следующий характер, многочисленные тектонические несогласия в проливе по всем трем створам перехода. На карте несогласия обозначены красными линиями - линии тектонического контакта. Рифтогенная структура пролива Невельского, состоящая из блоков земной коры, рассеченных глубинными разломами, отнесена к зоне с возможными сейсмическими сотрясениями в 7–8 баллов по шкале MSK-64. В соответствии с п. 4.9. свода правил проектирования транспортных сооружений в сейсмических мостовой переход должен соответствовать классу сейсмостойкости I с допустимым сейсмическим риском от 1 до 2,5 %. На исследуемой территории расчетная сейсмичность составляет 9 баллов (карты D и E).
Как ни странно звучит, но мост в проливе Невельского строить можно. Условия не сильно хуже Керченского пролива, мостовой переход там успешно запроектирован и построен. Также считают и авторы предварительного проекта мостового перехода из ОАО «Гипростроймост». В статье в журнале "Дороги. Инновации в строительстве" № 33 за 2013 директор ОАО "Гипростроймост" Васильков А.С. указал возможность строительства мостового перехода I класса сейсмостойкости. Наиболее спокойным в сейсмическом отношении авторам проекта представляется створ «Новый» (м. Невельского – м. Лах).
Был еще один предварительный проект моста, для перехода был намечен створ "Средний" м. Средний- м. Погиби. Мост должен был иметь три вида пролетов. Два судоходных пролета по 330 метров каждый, подмостовым габаритом 45 метров, подходы к судоходным пролетам по 220 м, и на мелководной части пролива пролеты по 110 м. Мост планировался с центральной неразрезной частью, и разрезными пролетами подходов, пролетные строения моста из ферм с ездой понизу.
Для строительства моста произведено достаточно большое количество инженерных изысканий и предпроектных проработок. Никаких технических проблем при строительстве моста не ожидается, в стране есть опыт строительства таких объектов, но настоящий момент понятно, что строительства моста не будет. И здесь надо вернуться к эпиграфу в начале статьи. Дело не в экономических причинах, такое сооружение сколько бы оно не стоило, это значительный вклад в экономику и оборону страны, как в ходе строительства, так и эксплуатации. Но мост на Сахалин, это первая военная цель региона. Цель уязвимая, как с моря так, и с воздуха, очень дорогой объект, уничтожение этого моста в ходе военного конфликта равнозначно крупному поражению. Для охраны мостового перехода потребуется привлечение значительных сил воздушного, морского флота, ПВО и сухопутных сил. С этой точки зрения в современных реалиях строить стратегический мост нет никаких оснований. И как же быть? А как быть, постараемся раскрыть в следующей статье про присоединение Сахалина к материку.