Канал "Красный Соратникъ" приветствует своих читателей. Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему - устройство общества. Речь пойдёт в том числе и об исторической смене разных эпох. Вообще, глядя на история можно сделать много полезных выводов.
В статье будет делаться упор именно на экономические аспекты.
И так, для начала определим, от чего мы будем отталкиваться при поиске ответов. Из различных сфер жизни можно выделить экономику, политику и культуру, как наиболее влиятельные на устройство определённого социума. Так как, для рассмотрения общества в целом, нам не стоит сильно зацикливаться на культурных аспектах какой-то его части, оставим только политическую и экономическую сферу.
В истории было много периодов, характеризующихся определёнными экономическими и политическими особенностями, на пример феодализм. В Европу феодализм пришёл на смену рабовладению (которое было в Римской империи).
Рабовладельческий способ производства со временем оказался не эффективен, так как рабы не были заинтересованы в результатах их труда. Из-за этого результаты труда были менее качественными. Тогда появилась новая система, где зависимый трудящийся уже получает часть от плодов своего труда. Эта система - феодализм. После рабовладения она была действительно крайне эффективна.
Феодализм развивался, постепенно преображал своё лицо. Суть этого строя была в том, что феодал дающий вассалам землю обладал более высоким экономическим статусом, получал процент урожая с землю которую "даёт в аренду". В феодализме присутствовало чёткое деление на сословия, при чём политическая власть принадлежала именно тому сословию, которое обладало и экономическим преимуществом, то есть феодалам. Так как власть была в их руках, для достижения большей прибыли и выгоды они увеличивали свои права. Вспомните историю Российской империи 18-19 века: в эпоху Дворцовых переворотов к власти приходили новые императоры опираясь на армию, феодалов.
Таким образом, права вассалов уменьшались, (из-за увеличения прав феодалов). Уменьшение прав крестьян приводило:
а) К недовольству подавляющего большинства населения
б) К ухудшению результатов труда, так как мотивация к нему снижается, заинтересованность падает
Это приводит к тому, что феодальная система слабеет. Слабеют феодалы, так как их способ производства не эффективен. За то, на фоне него набирает эффективность обычная торговля - купцы, ремесленники в своих делах оказываются куда более успешны чем феодалы в своём, так как:
а) Феодалы слабеют, а у торговцев на это причин нет
б) Сбегающие крестьяне, разоряющиеся феодалы присоединяются к системе торговли.
То есть, население уже делится на три чётко выраженных сословия: феодалы, вассалы и "третье сословие" (впервые такое название использовано во Франции). Третье сословие - единая группа людей, которые не относятся к системе феодализма, так как не рождаются ни вассалами, ни феодалами, то есть свободны от неё. В средние века это сословие очень часто пополнялось беглецами из крестьян - они бежали в города и начинали заниматься ремеслом. Была даже немецкая пословица - "Городской воздух делает тебя свободнее", то есть через определённое время нахождения в городе крестьянин освобождался от власти феодала и переставал быть крестьянином.
Так как третье сословие постоянно увеличивалось в своём числе, набирало силу и влияние, экономическая власть постепенно переходила к нему. Но как мы знаем, политическая власть принадлежала феодалам. Естественно, своей властью феодалы угнетали "третье сословие". Этот конфликт постепенно перерастает в революцию - свержение "третьим сословием", набирающим силу, феодалов, постепенно слабеющих. Примеров таких революций много. Они иногда называются буржуазными.
Так окончательно рождается новое общество, свободное от феодальной зависимости. Оно основано на том, что у каждого человека есть право на частную собственность, которой он распоряжается как хочет. Производство становится на много эффективнее, так как организация производства основана уже на желании рабочего заработать.
Более успешные представители этого "третьего" или единственного сословия становятся владельцами фабрик и предприятий, при этом расширяя производство. После многих успешных сделок, магазинчик бывшего крестьянина может разрастись до огромной сети заводов и фабрик, в которой работают тысячи людей.
Таким образом, появляются уже два класса людей - владельцы средств производства (буржуазия) и рабочие (пролетариат). Пока что всё стабильно и в новом, капиталистическом обществе пролетарий усердно работая и занимаясь предпринимательской деятельностью может стать представителем буржуазии.
Но мы помним, что заводы и фабрики растут, вытесняя более мелкие, тем самым богатеет одна часть буржуазии и беднеет другая. Так как вскоре конкуренции между буржуазией и другой буржуазией будет мало, она может уже не так заботиться о том, чтобы пролетариат шёл работать именно на её завод, так как у пролетариев просто не будет выбора. А если так, можно и ухудшать условия существования пролетариата, тем самым получая выгоду - уменьшать зарплату и т. п..
Есть также и политическая власть, которая должна выражать интересы большинства. Это - разумеется представительная власть и на выборах определяется человек или группа людей, который и будет представителем общества. Только проблема в том, что если спонсировать определённую партию или человека, то своей пропагандой и агитацией он пробьётся к власти, так как можно будет просто не давать высказаться остальным кандидатам, а рекламировать одного. Этим легко может воспользоваться буржуазия, ведь у неё много заводов и средств производства, а значит и много средств на реализацию такого плана. Значит, надо лишь спонсировать такую партию, которая даст власть самой буржуазии. Таким образом вся власть переходит к ней. Для улучшения своего финансового положения буржуазия может больше эксплуатировать пролетариат, брать с него больше налогов, уменьшать зарплаты.
Таким образом, уже пролетариат становится угнетённым сословием или классом. Соответственно, этот сословие должно бороться за свои права.
Это и является основной идеей коммунистов. Вот отрывок из манифеста коммунистической партии, которых хорошо это показывает:
"Итак, мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты. Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии.
Подобное же движение совершается на наших глазах. Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества. Во время торговых кризисов каждый раз уничтожается значительная часть не только изготовленных продуктов, но даже созданных уже производительных сил. Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, – эпидемия перепроизводства. Общество оказывается вдруг отброшенным назад к состоянию внезапно наступившего варварства, как будто голод, всеобщая опустошительная война лишили его всех жизненных средств; кажется, что промышленность, торговля уничтожены, – и почему? Потому, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большой промышленностью и торговлей. Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство. – Каким путем преодолевает буржуазия кризисы? С одной стороны, путем вынужденного уничтожения целой массы производительных сил, с другой стороны, путем завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых. Чем же, следовательно? Тем, что она подготовляет более всесторонние и более сокрушительные кризисы и уменьшает средства противодействия им.
Оружие, которым буржуазия ниспровергла феодализм, направляется теперь против самой буржуазии.
Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, – современных рабочих, пролетариев."
Мир действительно не стоит на месте, это доказано историей: на смену рабовладения пришёл феодализм, который, в свою очередь закончился буржуазной революцией, то есть - началом капитализма. Постепенно обществу раскрываются его собственные проблемы, которые до этого не существовали:для решения проблем феодального строя был создан новый - капиталистический. Со временем, новое общество развивалось в своих законах и порядках. Но оно так же раскрывало свои проблемы и недостатки, которые необходимо решать. Решение проблем найдено в трудах Маркса и Ленина!
К этому можно отнестись с подозрением, ведь общество как бы должно само определить своё будущее, а не кучка теоретиков. Это вовсе не так, к примеру будущее капиталистической формации определилось в процессе очень долгой Эпохи Просвещения, в которой разные мыслители постепенно идейно укрепляли будущую капиталистическую революцию.
Так и сейчас, труды теоретиков будут иметь смысл, только если их признает и им будет следовать народ, будет следовать к новому, лучшему обществу!
Спасибо за внимание. Если понравился материал, не забудьте подписаться на "Красный Соратникъ".
Красный Соратникъ в Telegram
и в Дзен