7 марта 1991 года я с сыном Владиком трёх лет и моим на тот момент сожителем - Виктором отправились на автомобиле в неблизкий путь к родственникам Виктора в Саратовскую область...
Жизнь иногда так завернёт... Окажешься ТАМ, где, казалось бы, никогда не должен. А, спустя годы, даже десятилетия, судьба-злодейка снова занесёт ТУДА ЖЕ, вопреки поговорке "два раза в одну реку не войдёшь".
О таком случае из своей жизни я уже рассказывала в публикациях-мемуарах 1. "Поездка с поправками" и 2. "Масштабное впечатление" на сайте Проза.ру.
Учитывая, что 2 февраля очередная дата воинской славы России - день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году, и вторую часть мемуаров "Масштабное впечатление" я БУДУ публиковать здесь в памятный день 2 февраля, сегодня выпускаю и первую часть, чтобы читатель мог понять, КАКИМ ОБРАЗОМ судьба забросила меня в далёком 1991 году на вокзал города Волгограда.
Итак, ПОЕХАЛИ!? Со мной!?)))
7 марта 1991 года я с сыном Владиком трёх лет и моим на тот момент сожителем - Виктором отправились на автомобиле в неблизкий путь к родственникам Виктора в Саратовскую область.
Маршрут движения должен был пролегать: наш посёлок - Ростов-на-Дону - Волгоград - Саратов - Маркс.
Выехали с раннего утра. Оказавшись на трассе за посёлком, я поняла, что мы рискуем обречь себя на трудную поездку. Виной тому был снег, который накануне ночью выпал.
Дорога до Ростова нам далась за три часа, обычно можно доехать за час-полтора. Преодолевая проезд через Ростов, мы заблудились. Блуждая по городу, нашли всё же указатель с нашим маршрутом А-4. Через час мы уже ехали по трассе ДОН А-4. Трасса была расчищена, широкополосная, и Виктор начал наращивать скорость движения, надеясь всё же к вечеру прибыть в Волгоград, где намеревались переночевать в придорожной гостинице.
Казалось, что всё налаживается. Но в наши планы погода вновь внесла поправки.
Едва свернули с трассы ДОН на развилке у Каменска-Шахтинска направо - на дорогу, ведущую на Волгоград, мы поехали значительно медленнее. Дорога была узкая, покрыта толщей рыхлого снега. С трудом добрались до Морозовска.
Небо над степью висело серое, тяжёлое, начинался снег. До Волгограда оставалась ещё добрая половина пути. Я беспокоилась за сына. Но он удобно расположился на заднем сидении - сидел, лежал, придрёмывал, но самое главное - не хныкал. Я переживала, чтобы он не замёрз - Виктор включал печку в машине - в машине было даже жарко - мы ехали, сняв верхнюю одежду.
За Морозовском снег шёл мелкий, сыпучий, обильный. Усиливался ветер. Снег с ветром дали позёмку - степную пургу. Движение затруднялось с каждым километром, да что там километром - метром. Трасса молниеносно заметалась снегом. Навстречу машины ехали очень редко. Одна машина, через минут десять - другая. Двигались мы, ориентируясь на следы, которые оставляли навстречу движущиеся машины. Так мы доехали до развилки на посёлок Черняховский.
Я предложила Виктору заехать в посёлок и там переночевать, но дороги на посёлок мы не нашли - она была полностью заметена снегом. Черняховский не давал знать о своём местонахождении ни единым огоньком. На расстоянии несколько метров уже не было видно ни зги, как говорится. Целесообразно было двигаться всё же по трассе, не отклоняясь на просёлочные стежки-дорожки. Стемнело. Мне было жутко. Переживала за сына более всего. Он тихонько спал на заднем сидении.
Ехали мы 20-30 км в час. Остановились на две минутки в туалет. Еле-еле машина смогла тронуться с места. Двигатель устал за день. Как он ещё не закипел!
К часам одиннадцати ночи наконец-то добрались до окраины посёлка Суровикино. Остановились на стоянке. Я чуть успокоилась - позади осталась степь, бездорожье, пурга, темень… На стоянке находилось много машин - особенно тяжелогруженых КАМАЗов. Это тоже немного успокаивало. Рядом - люди, можно рассчитывать на помощь.
Уставшие неимоверно, мы поели, допили горячий чай из термоса, разместились спать в машине, предварительно одевшись в шапочки, куртки. Накрылись поверх одеялами. Печку в машине выключили. Сына укрыла вторым одеялом, надела на ручки рукавички и на ножки сапожки. Через часа три проснулась от холода. Разбудила Виктора, чтоб прогрел машину. Проверила сыночка - ручки и ножки его были тёплыми. И это главное! Прогрели машину. Снова погрузилась в тревожный сон.
Тысячу раз пожалела, что не послушала маму, которая предлагала нам оставить Владика дома, а сначала самим устроиться на новом месте. Так нет, Виктор хотел, чтобы мы прибыли полным составом к его родственникам. Мы планировали с ним начать нашу жизнь с чистого листа на новом месте, рядом с его родственниками.
И в эти планы жизнь внесёт свои поправки. Забегая вперёд повествования, скажу, что ровно через два месяца мы будем возвращаться домой, мы будем стоять на этой же стоянке в Суровикино. По возвращении домой мы с Виктором найдём повод, по которому разойдёмся. Но это через два месяца. А пока… Мы едем ТУДА. В незнакомый мне городок Маркс в Саратовской области.
Переночевав у Суровикино, рано утром 8 Марта мы двинулись на Волгоград. Трасса была чистая - всю ночь дорогу грейдировали. Снег не шёл. Мороз и солнце. По обочине сосны, сосны. Всё в инее. Красиво! Как в сказке! День обещал быть удачным. Виктор подсчитывал время, за которое мы сможем одолеть дорогу до Саратова. Волгоград мы рассчитывали проскочить быстро.
Внезапно в капоте что-то застучало. Виктор ремонтировал машину около получаса. Завёл машину с трудом. Поехали медленно, так, как приборы показывали критическую температуру чего-то, чего я не помню, но ехать быстро мы уже не могли. Так на скорости около 40 км в час добрались до посёлка Горьковский. Свернули на АЗС, чтобы заправить автомобиль. Залив полный бак бензина, натянув какие-то ремни, что-то залив в капот- масло или тосол, я уж не знаю, Виктор сел в машину.
Я высказала свои предположения:
- А что, если машина не поедет? Вот, что тогда?
- Не лезь под руку! - его любимый ответ.
Наш автомобиль с транзитными номерами 10-41 (буквы не помню) не заводился уже около часа. Подъезжавшие на заправку водители заглядывали к нам в капот и только разводили руками.
Две сотрудницы АЗС пригласили меня с сынишкой погреться в здание АЗС, покормили и напоили нас горячим чаем с пирожками.
На этой заправке мы пробыли до вечера. Виктор копался под капотом, но тщетно. Он никак не верил, что машина уже не тронется с места, ведь только за два дня до поездки он забрал свою "пятёрку" из капремонта.
Заправщицы-женщины прониклись ситуацией. Помогли найти гараж-автомастерскую. Работников там не оказалось (8 марта), но её хозяева машину всё же разрешили оставить на ночь.
Отбуксировали авто. Нам предстояло заночевать в одном из автогаражей посёлка Горьковский. Женщины предлагали нам с сыном остаться в здании АЗС, но Виктор настоял, чтобы мы все вместе ночевали в гараже, тем более, гараж был с отоплением. В памяти остался курьёз, связанный с этой ночёвкой. А именно.
Итак, гараж был тёплый, а мы везли с собой гостинцы в виде нескольких тушек курочек. Чтобы тушки не протухли, Виктор решил их положить на улице в снег. Я сказала ему "под руку", что мы можем их утром там забыть! И да! Мы утром их забыли там, в снегу - тушек пять курочек! Да куда уж было вспомнить. События разворачивались. Наши планы так были подправлены!
С утра 9 марта приехали два автомеханика по просьбе всё тех же женщин-заправщиц. Вынесли приговор машине - нужен капремонт двигателя.
Приняли мы такое решение: оставить автомобиль на ремонт ЗДЕСЬ - в Волгограде, а в Саратов ехать на поезде.
Ближайший поезд на Саратов отправлялся в девять вечера. Один из автомехаников взялся буксировать машину в свой гараж в черте города Волгограда, а второй автомеханик повёз нас - горе-путешественников, к себе домой в квартиру в Волгоград.
Гостеприимные хозяева приняли нас - незваных гостей очень хорошо - накормили, напоили, выкупали, и спать уложили до вечера. Они же забронировали билеты.
Около семи вечера мы собрались ехать на железнодорожный вокзал. Гостеприимству этой волгоградской семьи не было предела. Автомеханик не только посадил нас на автобус, следующий до вокзала, но и поехал нас сопровождать. На вокзале помог выкупить билеты, посадил на поезд.
Прошло двадцать лет
В феврале 2011 года мне снова пришлось ехать на автомобиле в Волгоград.
Я ездила в Волгоградский Военный Госпиталь с целью перевезти сына из него в Окружной Ростовский Военный Госпиталь.
Водителю, который нас перевозил, понадобилось всего 7 часов, чтобы мы добрались из нашего посёлка в Волгоград.
Ехали ночью. С двенадцати часов. Около 6 утра водитель съехал заправиться на АЗС. Я взглянула в окно и ахнула от увиденного - мы заправлялись на той же заправке посёлка Горьковский, где много лет назад нам в сложившейся трудной ситуации помогли две женщины и два автомеханика, семья волгоградцев, имена которых я не помню, к сожалению.
А вот сыну Владу пришлось НЕНАМЕРЕННО ещё раз побывать на железнодорожном вокзале Волгограда. В том же 2011 году. В конце января его привезли из Астраханского Военного Госпиталя в Волгоград на поезде. Таким образом, он вновь незапланированно (как и 20 лет назад) оказался на железнодорожном вокзале Волгограда.
Вот такая незамысловатая моя история, которую я хотела рассказать.
Судьба непредсказуема. Жизнь вносит по ходу свои поправки.
Продолжение "Масштабное впечатление" выйдет отдельным постом 2 февраля.
Я думаю, мои постоянные читатели из Волгоградской области догадались, ЧТО я могла увидеть в ночное окно вагона, отправившись с ж/д вокзала Волгограда в Саратов, ЧТО на меня произвело масштабное впечатление, неизгладимое и по сей день.