В ноябре 2022 года мы переехали в Португалию с мужем и двумя детьми. Дочке Арье на тот момент было 5 лет, сыну Коле — 12.
Дочке первым делом по приезду мы нашли няню на полный день, а сын учился в британской онлайн-школе, куда мы перевели его из частной российской школы ещё летом, накануне переезда.
Но вопрос школы стоял очень остро для обоих детей:
🔹 Онлайн-школа не помогала с адаптацией и поиском товарищей, вливанием в новую жизнь. Кроме того, уроки у сына начинались в 9 утра по Мск, то есть, в 6 утра по Португалии. Ему приходилось вставать в 5:30 каждый день, врубать комп и сидеть в темноте слушать уроки на английском, с которым он пока на «вы». Каждый такой подъём и учебный день для подростка, который остро проживает потерю дома — был настоящим подвигом.
🔹 Няня же не могла закрыть всех потребностей 5-летнего ребенка, который с 2 лет ходил в садик: дочке надо было играть со сверстниками и учить язык, ей нужен был четкий режим. При этом, в Португалии дети идут в школу уже с 6 лет, а те, кто учится по британской системе — с 5. Так что мы ей тоже искали сразу именно школу, а не сад.
Частная или государственная?
Прежде всего, нам надо было решить, в какую школу мы будем отдавать детей:
▪️государственную (португальскую);
▪️частную (португальскую);
▪️международную (американскую/кембридж/IB).
Государственные школы тут бесплатные и преимущественно хорошие, попасть в них можно даже без ВНЖ, но обучение полностью на португальском.
Частные португальские школы дают более персональный подход и стоят не супер-дорого (я видела по 3-5 тыс.евро в год, но можете поделиться расценками в комментариях). В них часто усиленное изучение английского, иногда они даже позиционируются как билингвальные, но основной язык обучения и коммуникации — все равно португальский.
Международные школы учат на английском, а португальский и другие языки там изучаются как отдельные предметы. Но стоят дорого — от 10 до 20 тыс. евро в год, плюс надо заплатить вступительный невозвращаемый взнос и в некоторых школах он был по 5к евро за каждого ребенка.
Для нас было критично, чтобы дети учились на английском, потому что, по моему мнению, знание английского на уровне носителя сильно облегчает дальнейшую жизнь, особенно, если она вдруг не будет связана с Португалией.
При этом, я всегда оставляю в голове возможность перевести детей в обычную гос.школу, если у нас не будет возможности платить за их образование. Тогда им придется учить английский дополнительно: непросто, но мы ведь справились?)) К тому же я не знаю, как сложится их жизнь, мб они останутся навсегда жить в Португалии, может, уедут в Америку/Австралию/Англию/Бали и тп, а может, вообще когда-нибудь вернутся в Россию?
В жизни столько переменных, что предусмотреть ВСЁ невозможно. Но, пока у нас есть возможность, я бы хотела дать детям все супер-силы, которые могут им пригодиться. Поэтому мы искали именно международную школу.
А какие они бывают, международные школы?
После того, как определились с этим, нужно было разобраться, чем международные школы отличаются между собой. Поделюсь, как я это всё поняла после общения с разными школами и директорами, но если где-то пишу не так — не стесняйтесь поправлять в комментариях.
Глобально, обучение в школах может строиться:
🔹 по национальной программе: российской, американской, португальской и т.д.;
🔹 или по международной: Кембридж, IB;
Национальные системы могут сильно отличаться даже в рамках одной страны, когда школы адаптируют программу под себя (и тогда какой-то единой национальной программы просто нет). Но в итоге ребенок всё равно получает национальный диплом об обучении. Например, американский, или русский, или португальский (в случае с гос. школами в Португалии). Этот диплом может котироваться где-то в других странах, а может и нет.
Международные же школы подразумевают образование по единому стандарту, независимо от того, в какой стране находится школа. Например, если ребенок учится в школе в Москве по британской (Кембриджской) системе и потом переходит в британскую (Кембриджскую) школу в Дубае, там будет идентичная программа, учебники, принципы образования. Международные дипломы принимает огромное число ВУЗов по всему миру (и это супер для тех родителей и детей, которые пока не знают, с какой страной свяжут будущее).
Частные школы в Португалии чаще всего работают либо по португальской или американской национальным системам, либо по международным: Кембридж или IB.
Иногда школы миксуют эти системы и выдают при выпуске несколько дипломов. Например, когда мы смотрели некоторые школы, там было указано: «Система обучения: американская/IB»
Я не могу сказать, какая из систем лучше, везде есть свои особенности, которые вступают в реакцию с характером и способностями конкретного ребенка и дают непредсказуемый результат 😃
Кроме того, при выборе системы, по-хорошему, надо подумать, куда потом будет поступать ребенок. Например, у нас есть друзья, которые уверены, что их сын будет учиться в MIT (Массачусетский технологический институт). А он принимает американские дипломы, поэтому сейчас их сын учится по американской системе (в частной школе в Португалии).
У меня такого долгосрочного плана не было в момент подбора школы (и нет до сих пор), так что мы просто искали либо Кембридж, либо IB-школу для детей. В конце концов, на крайняк, систему ведь всегда можно поменять 😉
Как мы нашли свою школу
Итак, мы стали составлять список потенциально интересных нам школ. Школа попадала в него, если там есть международная программа (Кембридж, IB), до неё удобно ездить из Кашкайша (где мы живем), нет религиозной направленности, но есть хоть какие-то позитивные отзывы в чатиках.
По наивности своей мы полагали, что далее запросим везде цены, съездим на встречи и в итоге выберем самую лучшую школу. Но сейчас все, кто был на нашем месте, хихикают, потому что знают, что не волшебник выбирает палочку, а палочка — волшебника не ты выбираешь школу, а школа — тебя 😆
За последние годы так много людей переехало в Португалию, что школы сильно переполнены. Даже международные и очень дорогие. Особенно, младшие классы. Поэтому, когда мы написали всем школам (в ноябре-декабре), нам приходило в ответ одно из двух:
▪️«заполните анкету на десять листов и встаньте в очередь в список ожидания, если появятся места, с вами свяжутся»;
или
▪️«сейчас классы заполнены полностью, напишите в феврале-марте — поставим вас в очередь на следующий учебный год»;
Время шло, и мы, и дети без школы сходили с ума, поэтому мы стали писать также в детские сады (по Арье), чтобы пристроить её хоть куда-то прямо сейчас. А по Коле добавили в список ещё парочку школ, которые изначально казались не особо подходящими.
И тут нам пришли сразу три предложения:
🔹 в конце декабря для Арьи нашлось место в британской St.Johnes в Кашкайше, но только до конца текущего учебного года, потому что эта школа учит только до Year 1 и в самом старшем классе как раз дети 5-6 лет. По сути, это детский садик.
🔹 в конце января для Коли предложили место в британской Prime School, а со следующего года туда же могли принять и Арью.
🔹 также в конце января для Коли нашлось место в International Sharing School (с IB системой). Для Арьи там не было мест, но можно было встать в приоритетную очередь на след.год, если брат будет учеником школы.
В итоге, Арья пошла 2 января 2023 года в первый британский класс в St.Johnes, а Коля в феврале начал учиться в Sharing School — там нам понравилось больше, чем в британской Prime.
Спустя пару месяцев мы также поставили Арью в очередь на следующий год в Sharing, к Коле.
Она прекрасно закончила первый год в британской школе и с сентября они уже учатся вместе с братом.
Ура, миссия комплитед ✅
В следующей статье расскажу подробно про стоимость обучения в нашей школе и из чего она складывается.
Прошу прощения у постоянных читателей, что так редко стала писать в Дзене: статьи занимают очень много времени, а его крайне не хватает. Гораздо чаще я сейчас пишу в маленьком уютном телеграм, заходите туда, если скучаете :)