Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, невнимательностью. Стоит обратить внимание, если ребенок часто травмируется:порезы, ожоги, вывихи, переломы и трещины, ушибы, синяки и тем более получает более сильные травмы, ранения, сотрясение мозга.
Обычное объяснение, что в дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы происходят по физиологическим причинам:
• недостаточность внимания,
• двигательная расторможенность
• гиперактивность
и уровнем развития психики:
• неспособность прогнозировать последствия своих поступков
• стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения.
Да, эти причины мы тоже учитываем и ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослых, чтобы не закрепилась Память травмы – повторы травм в одних и тех же ситуациях.
Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, сомнения в себе, напряжение приводят к этой же самой ошибке. Помогайте детям разбирать причины, которые привели к травме и выбирать другие способы поведения. Конечно, не ждите быстрых результатов, иногда нужно повторить это много раз, чтобы закрепился рефлекс правильного поведения.
Психосоматические причины травматизма у детей.
Вторичная выгода.
Здесь, как и с болезнями в детском возрасте, ищем, в чем может быть выгода травмы:
Какие бывают вторичные выгоды?
Освободиться от школы и снизить уровень напряжения, не пойти куда-то, куда не хочется, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой, переключить внимание взрослых на себя.
Вспышка агрессии
Ярость, гнев, раздражение, злость – очень интенсивные негативные чувства, требующие немедленного действия.
«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло», «сломал, растоптал игрушку» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности ребенка выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.
Ни в коем случае не запрещайте ребенку злиться, не говорите фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций.
Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».
Помогите ребенку разобраться, что с ним происходит, дети не умеют справляться с чувствами как взрослые, часто не понимают, что с ними происходит.
Дайте возможность ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок. Используйте «Я-послание»: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, обижен), лучше даже просто спрашивать – «Ты злишься?..», дети не умеют различать свои чувства и так мы учим их разбираться в том, что именно он испытывает.
Потом мы подробно расспрашиваем о том, что случилось. «На что ты так разозлился?» Ребенок не всегда может ответить на этот вопрос, тогда мы проговариваем ситуацию буквально по шагам -кто и что сделал (сказал) и помогаем найти – «Ты на эти слова (действия) так разозлился (обиделся)?
Если чувства направлены на самого родителя, очень важно оставаться во взрослой позиции, а не скатываться тоже в детство или в авторитарную позицию (на маму злиться нельзя… со взрослыми так нельзя разговаривать…)
Проговор и разбор ситуации успокаивает чувства и помогает найти выход из ситуации и эффективное решение.
Подавленная агрессия приводит к аутоагрессии и к травмам, то есть выходит через тело.
Помогайте ребенку осознавать свои чувства и выражать их, какими бы эти чувства не были.
Если родителю сложно помогать ребенку с чувствами, то скорей всего у него самого есть проблемы с выражением чувств и эмоций.
Самонаказание и чувство вины – точно так же, как и у взрослых, распространенная причина травматизма.
Дети часто чувствуют себя виноватыми за проступки, иногда и за те, которые родителями проступками не считают, случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка.
Вина может быть очевидной — ребенок что-то разбил, сломал, не убрал..., и не очевидной для взрослых – часто ребенок испытывает стыд и вину за то, что он какой-то не такой, не оправдывает ожиданий родителей.
Тяжелая, напряженная обстановка в семье, много критики в сторону ребенка, высокие требования, жесткие правила, эмоциональный и физический перегруз, тоже могут привести к травме. Травмоопасные дети, так же, как и травмоопасные взрослые страдают от нелюбви к себе, низкой самооценки, ощущения своей ненужности и не важности для окружающих близких.
Травматизм детей до 4-5 лет часто связан с переживаниями матери, если мама сама находится в тяжелом эмоциональном состоянии, ребенок переживает ее эмоции и своими травмами, буквально своим телом демонстрирует, что с ней происходит.
Что делать, если ребенок часто травмируется: правила родителям для профилактики травматизма
1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему
2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое может закрепиться.
3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему разобраться со своими чувствами.
4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
6. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.
7. Учитесь разбираться в своих собственных эмоциях, в своих реакциях, если даже вы сорвались на ребенка – обязательно проговаривайте с ним эту ситуацию, объясните свое поведение, попросите рассказать о его чувствах, обнимите. Ситуация будет завершена и у ребенка не останется психологической травмы.
Бесплатный телеграм-канал по психосоматике, здесь вы можете задать свой вопрос и получить ответ https://t.me/mrn_nikolaeva
Хотите определить причины своего плохого самочувствия?
Подробнее обо мне, программах обучения и тренингах, вы можете узнать на сайте