Алексей Борисович и Антон Алексеевич Лоскутовы — отец и сын, работающие на кафедре «Электроэнергетика, электроснабжение и силовая электроника». В науку они пришли разными путями.
От папы мне передались романтические увлечения, и я мечтал быть геофизиком. Но поскольку в Горьком не было геологоразведочного института, мама не отпустила меня в Москву. Со своей мечтой я не расставался весь первый курс и даже хотел перевестись в столицу, но в итоге не поехал. Кстати, я и на кафедре оставаться не хотел. Мой учитель профессор, д. т. н. Геннадий Яковлевич Вагин взял меня на дипломное проектирование и однажды попросил показать ему мои расчеты, чтобы доложить на научной конференции результаты одного научного исследования. Вернувшись с конференции, он похвалил меня за хорошую работу и предложил остаться на кафедре. Но в то время мы с супругой Татьяной, моей однокурсницей и отличницей, шли первыми по распределению и надеялись выбрать работу в Москве. Вагин в частной беседе посоветовал ей не ломать судьбу мужа: предложение остаться на кафедре два раза не делают. Так мы остались в Горьком, я приступил к работе на кафедре и стал со временем доктором наук. Не скрою — были в моей трудовой биографии моменты, когда все складывалось не так, как хотелось, но приходилось брать себя в руки и продолжать начатые проекты. Супруга тоже не изменила призванию и до сих пор работает в Ростехнадзоре.
И хотя отец в годы моей учебы занимал должность завкафедрой, я не пользовался поблажками как профессорский сын: и преподаватели не выделяли меня среди однокурсников, и отличником я не был. А решение поступить в аспирантуру пришло в период, когда я работал в проектной организации, но почувствовал тягу к научной работе. В то время на кафедре получила свое развитие тема, связанная с распределительными электрическими сетями, и я присоединился к группе исследователей. В качестве аспирантской нагрузки вел лабораторные и практические занятия. Тот факт, что научным руководителем моей кандидатской диссертацией стал мой отец, секрета ни для кого не представлял. Скрывать было нечего. Статьи были подготовлены мною, исследованиями были произведены мною, математические расчеты были прозрачны. Защита диссертации по теме «Разработка и исследование топологии интеллектуальных городских распределительных сетей среднего напряжения» прошла в Самарском государственном техническом университете 22 декабря 2015 года, и этот день совпал с профессиональным праздником День энергетика. И после защиты я решил остаться в НГТУ на преподавательской и научной работе. Моя кандидатская работа пересекается с темой автоматизации. Однако в диссертации недостаточно раскрыты вопросы цифровизации и защиты сетей, а наше новое исследование как раз посвящено проработке данных вопросов. Развитием этой идеи может стать докторская диссертация.
Свое будущее я связываю с научными исследованиями в сфере электроэнергетики. Наше научное направление «Методы и средства цифровой релейной защиты и автоматики», которым руководит профессор Куликов, посвящено совершенствованию алгоритмов и аппаратно-программных средств релейной защиты и методов определения мест повреждений в электрических сетях. Есть определенные успехи. Так, нами внедрена в производство АО «НИПОМ» серия цифровых терминалов защит электрических сетей 110-220 кВ с поддержкой МЭК 61850; разработаны и внедрены в ПАО «МОЭСК» технические решения автоматического повторного включения кабельно-воздушных ЛЭП 110-220кВ; разработаны экспериментальные образцы интеллектуальной релейной защиты; разрабатываются автоматические локационные искатели мест повреждения ЛЭП, основанные на активном зондировании. Это все очень важно и нужно.
Я с иронией отношусь к знакомым, которые, узнав, что я работаю в НГТУ, советуют мне сменить род занятий и стать менеджером по продажам или коммерсантом. Если человек занят любимым делом, то у него все получится. Мои интересы разделяет супруга Ольга. Мы знакомы еще со школы, оба учились в политехе. Правда, она выбрала институт ядерной энергетики и технической физики и работает сейчас в сфере IT-индустрии. Видимо, по нашим стопам пойдет и наш сын. В свои четыре года он активно пользуется планшетом и телефоном, и хотя мы ограничиваем его в использовании гаджетов, он интуитивно разбирается в них. Думаю, есть смысл развивать способности ребенка, объясняя, что в том или ином устройстве реализованы алгоритмы, разработанные его дедом и отцом.
В прикладной науке исследователю надо пройти весь технологический цикл от идеи до оборудования, которые будет выпускаться и использоваться. Если этот цикл не пройден, то новинка никому не нужна, какой бы замечательной она ни была. И все работы нашей кафедры направлены на конечный результат: на создание «железяки, которая работает». Ни один наш проект не завершался без работающего устройства, и имея за плечами историю их создания, сотрудникам кафедры несложно выигрывать гранты. Трудно выиграть грант, если такой истории нет.
Добавлю, что, когда Антон признался в желании заняться научными исследованиями в сфере электроэнергетики, наша семья восприняла это положительно. Тем не менее мои подходы к научному руководству при работе с сыном были строгими. Ведь ребенок обычно знает слабинки родителя и хочет ими пользоваться, а в науке это недопустимо. Так что готовить докторскую диссертацию Антон под моим руководством не будет. В научной работе иногда возникают конфликтные ситуации, участники которых могут испортить даже самую теплую дружбу. Мне же гораздо важнее сохранить наши родственные отношения. Горжусь, что нами выстроена схема, устраивающая всех: мы с Антоном работаем в одном коллективе, но я не являюсь его непосредственным начальником и руководителем. Кроме того, соблюдается принцип дуализма. Когда мы обсуждаем на кафедре рабочие вопросы — между нами сохраняется определенная дистанция, а в домашней обстановке наши отношения иные. И нельзя накладывать одно на другое.
Хорошо, что кроме науки у нас с сыном много общего. Например, спорт. У меня есть международные права на управление яхтой с правом плавать в открытом океане, Антон — региональный шкипер, и мы с удовольствием ходим по Горьковскому морю на нашей крейсерской яхте. Я увлекаюсь горными лыжами, виндсерфингом и ежегодно оправляюсь куда-то на вольные ветра. Любовь к этим экстремальным занятиям я привил и сыну: Антон тоже катается на горных лыжах, занимается сноубордом и виндсерфингом. Последние лет семь сын активно играет в футбол: раньше участвовал в чемпионатах области, а сейчас по понедельникам играет для себя. Для кого-то понедельник — день тяжелый, а для него это футбольный день. В школе он занимался шорт-треком и стал кандидатом в мастера спорта. А я еще играю на рояле и на саксофоне. После школы стоял перед выбором: пойти в музыку или в физику. Физика победила, а музыка осталась любимым делом.
#ДинастииУченых