С того времени как впервые я прочитал о том, что "трудно богатому войти в Царство Небесное" (Мф.19:16-26), я много размышлял на эту тему. И вот какие мысли я сейчас думаю.
Бедность (от слова "беда") бывает двух видов: вынужденная и добровольная. К числу первых можно отнести те ситуации, когда, например, человек потерял здоровье и не может добыть себе хотя бы пропитание. В наше время в этой беде отчасти помогает социальная составляющая нашего Государства в виде пособий и пенсий. В этой нужде, с точки зрения Царства Небесного, нет ничего ни спасительного, ни погибельного. Если человек с терпением, молитвой и упованием на Бога переносит эти трудности, то он на пути спасения. Если же он ропщет, обвиняет всех вокруг, пребывает в злобе и унынии, то это путь погибели его души. В Писании не говориться о том, что нельзя своими силами устроить себе более лучшую жизнь. Поэтому, гипотетически, человек может поправить своё благосостояние через посильный труд. Практически тоже может, и есть примеры когда люди с ограничеными возможностями с помощью интернета делают работу за которую получают деньги. Если же человек в уме своём сказал себе: "я не могу, у меня ничего не получится", то у него действительно ничего не получится потому, что он запретил себе действовать. И в этом смысле уныние и отчаяние это смерть при жизни.
Таким образом можно понять, что расхожее мнение о том, чтобы спастись в православии нужно быть бедным, в корне не верно. Православие не предписывает людям обязательно быть больными и бедными для того, чтобы спастись т.к. при этих условиях человек может и ожесточится.
Такая же ситуация и с богатством. Не само богатство отдаляет человека от спасения, а отношение к нему. Если человек живёт с мыслями о том, что Бог дал ему такую возможность иметь большое имущество, то ему, человеку, нужно этим правильно распорядиться и не присваивать себе. Хотя это и сложная задача, но в истории мы видим таких людей. В таком случае человек учится добровольному нестяжанию. Т.е. он может присвоить себе, но не присваивает и в этом случае нестяжание (в просторечии бедность) становится добродетелью, которая ведёт в Царство Небесное. И такой человек живет с открытой душой и радостью в сердце о того, что он может послужить Богу и людям. Он, имея многое, но не привязываясь сердцем ни к чему, по определению не может быть "бедным". Потому, что бедность это состояние души. И, состоятельный человек, который "чахнет над златом", с христианской точки зрения находится в беде и опасности превратиться в Кощея (образ смерти духовной). Он находится в таком же бедственном состоянии, как и бедолага не имеющий ничего и хулящий всё вокруг.
Так же давно, ещё царём Соломоном было замечено, что "Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. (Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя, скудость же далеко убежит от тебя.)" (Книга притчей Соломоновых (6:10-11)). Т.е. причиной бедственного положения человека может быть элементарная лень. А лень с точки зрения христианской аскетики это одна из греховных и пагубных страстей. Лентяй не может служить ни Богу, ни людям.
Если перевести это в социальную плоскость то вот такая у меня картина перед глазами.
Сейчас много негативной информации связанной с мигрантами, в т.ч. нелегальными. Почему они едут в Россию? Потому что Россия это страна возможностей для тех, кто хочет трудиться. Вот некий Али сначала работает разнорабочим, потом начинает торговать фруктами-овощами (жарить шашлык/водить такси и пр.), потом арендует небольшой ларёчек и постепенно трудолюбиво растёт и укрепляется сначала финансово, параллельно укрепляет свои социальные связи и возможности, находит себе женщину (возможно и не одну) и рожает детей, которых будет воспитывать в своей традиции. На одном только трудолюбии и приверженности к своей традиции он строит своё благосостоянии на неродной для него земле.
Вот поэтому, я глубоко уверен, что мы, русские православные христиане не имеем права быть бедными живя на своей земле! Нам религия не позволяет быть лентяями. Вспомним апостольское "кто не хочет трудиться, да не ест" (2 Фесс. 3:10). Нам религия не позволяет быть в унынии и безделии - "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе." (1 Фесс.5:16-18). Нам религия не позволяет бросать своих - "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1.Тим.5:8). Можно ещё много разных цитат привести, но вывод для меня один - мы должны своими трудами укрепляться и в труде воспитывать своих детей. Чтобы они получали хорошее образование, осваивали профессии, шли в органы власти и охраны правопорядка, структуры Минобороны, развивали свой бизнес, делали научную карьеру и укрепляли социальные связи. Их нужно на это настраивать и к этому готовить. Им нужно говорить о том, что лучшая вера - православная и что звание христианина это самая великая честь данная нам Богом. И что земля на которой мы живем это Русь Святая, Дом Богородицы и Москва это Третий Рим. По моему глубокому убеждению, только человек которому есть что терять, может научится с миром принимать потерю или отказываться от владения. В этом главная христианская добродетель - смирение. А тот кому терять нечего, тому сложнее смиряться, соотвественно, и подвиг и награда в этом случае незначительны. Конечно, детям нужно объяснять правильное отношение к материальным благам, и конечно, кого-то понесёт "не туда". Но, имея правильное знание человек всегда может исправить свой путь. И те, кто пожелает, честно перед Богом принять на себя добровольную нищету т.е. стать монахом, то пожалуйста, честь ему и хвала. Но, общество православных христиан должно прочно стоять на ногах, чтобы сохранять своё место под солнцем. Иначе, по принципу естественного отбора, эта земля будет занята другими народами и, скорее всего путь в Царство Небесное будет через мученичество и исповедничество, что далеко не каждому по плечу. Именно поэтому благоверные князья, такие как Александр Невский или Димитрий Донской не смирялись с захватническим игом, а противостояли ему. Они защищали Церковь и христианскую мирную жизнь.
Я понимаю, что мигранты реализующие в России свои желания могут быть более активны потому, что приезжают в другую культуру и среду обитания, и это даёт им стимул держаться вместе, быть сильными и активно продвигать свою культуру. Мы же живя у себя дома бываем расслаблены и самонадеянно думаем, что будем долго почивать на заслугах и победах наших предков, которые оставили нам в наследие эту страну. Это не так. Каждый из нас должен внести свой немалый труд. Поэтому, повторюсь, мы не имеем права быть бедными! Вера не позволяет.