Продолжаю серию публикаций, чем дополнить своё путешествие из Москвы и что посмотреть помимо знаковых достопримечательностей. Я уже писала про Звенигородский манеж, который станет отличным дополнением к посещению Саввино-Сторожевского монастыря. Другая моя статья была посвящена выставочному пространству «Новый Иерусалим» (он находится недалеко от одноименной обители). Всё это места, которые делают поездки объемнее и расширяют восприятие истории.
Сегодня речь пойдёт о Серпухове, а точнее об историко-художественном музее, где оформили свеже отреставрированный корпус бывшего каретного сарая под выставки.
Читайте-Наслаждайтесь-Посещайте!
Конечно, в Серпухов, известный по официальным данным с XIV века, едут, чтобы в первую очередь полюбоваться старинными храмами и монастырями. Город обладал мощными крепостными стенами и охранял подступы к Москве с юга. Его богатая история не может не восхищать, она продолжает течь в своём ритме и помимо древних слоёв обрастает новыми. Так в забытом, почти заброшенном корпусе XIX века вдруг появляется очень современное пространство для выставок...
Но обо всём по порядку:
Серпуховский историко-художественный музей является одним из самых крупных в Московской области по своей коллекции - 46000 экспонатов находятся в его фондах.
Основное здание было построено в 1896 году для купчихи Анны Мараевой архитектором Романом Клейном. С неё и началась художественная коллекция.
Главный дом в качестве музея функционировал уже при ранне-советской власти, с 1920-х годов. А вот с каретными сараями не всё так однозначно...
Изначально это были небольшие сарайчики: для хозяйственных нужд, каретные, с банькой для прислуги и рабочих (рядом стоит здание ситценабивной фабрики Мараевых). К концу XIX века было сформировано то длинное единое здание в 1500кв.м, которое мы видим сегодня. В советское время в помещениях чего только не было, вплоть до автомастерских. Несмотря на то, что в 1990-х сарай передали музею, работы по реставрации не велись, дом ветшал.
Сейчас каретный сарай только-только восстановили.
Внутри современные залы с особой климатической системой, необходимой для сохранности экспонатов, с лета откроется музейный ресторан и будут открытые фонды хранения (фонд скульптур, редкой книги и археологии). На примере одного из залов - как будут оформлены фонды.
Сейчас здесь проходит выставка "Маковские. Константин и Владимир". Как всё уже организовано:
Выставка временная, до 19 мая 2024 года, и посвящена двум братьям-живописцам, их творческому пути и влиянию друг на друга.
Зрителю очень легко ориентироваться, где работы Константина (коричневый фон), а где Владимира (серый фон). Открывает экспозицию зал Каирского цикла:
Первое путешествие в Северную Африку, а именно в Египет, было предпринято Константином Маковским в 1872 году из-за болезни его первой жены и необходимости сменить сырой, холодный петербургский климат. К сожалению, Елене Тимофеевне выздороветь не удалось, она умерла в марте 1873 года вдали от дома и была похоронена на кладбище в Александрии. Несмотря на пережитую трагедию, художник сумел открыть для себя чарующий мир Востока.
стенд выставки
Уже после смерти жены, вернувшись в столицу, он получил заказ наследника престола, будущего императора Александра III, на исполнение картины «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир», в связи с чем отправился в Каир снова. Константин посетил Марокко, Абиссинию, Алжир, Египет и Судан, привезя оттуда большое количество этюдов. Он с интересом и уважением воспринял иную культуру, другие традиции и этнические типажи, нашел новые сюжеты. Живя в Каире, путешествуя по Северной Африке, К. Маковский имел возможность наблюдать не только ежедневный быт, но и различные обряды и праздники мусульман. Картины художника удивительно точно передают детали и подробности местной жизни, ее уникальные особенности.
Кстати, Александр II очень любил Константина Маковского, называл его "своим художником", у них даже были тёплые дружеские отношения. Не случайно именно Константин написал посмертный портрет императора.
Сюжеты выставки объединяют не только два брата, но и размышления о гармоничном слиянии живописи и литературы. К сюжетам картин подобраны напрямую или косвенно отрывки из произведений писателей XIX-нач.XX века. Как это выглядит:
Напрямую - "Демон и Тамара" по сюжету Михаила Лермонтова кисти Константина Маковского. Сверху картины указан поэт, внизу отрывок из поэмы. А для того, чтобы впечатления ещё больше поразили зрителя, - аромат, который можно послушать и ощутить настроение не только зрением, но и обонянием.
Косвенно - в следующем зале представлены работы Владимира Маковского. Он очень живо писал бытовые сюжеты, в частности из жизни Москвы. Здесь провели параллель между ним и журналистом Гиляровским:
Подобно другому известному бытописателю эпохи, «королю репортёров» и автору знаменитой книги «Москва и москвичи» В.А. Гиляровскому, Владимира Маковского вдохновляли ночлежки, трактиры и быт бедняков. Он часами напролет бродил среди них, высматривая новую музу или нужную декорацию:
КОГДА ПРИЕЗЖИЙ В МОСКВУ УВИДЕЛ БЫ НА СОБРАНИИ ВЫСОКОГО, СТРОЙНОГО ГОСПОДИНА, С ОСТРОЙ БОРОДКОЙ, ОЖИВЛЕННО ПЕРЕБРАСЫВАЮЩЕГОСЯ ШУТКАМИ И ВЕСЕЛО ЗАПЕВАЮЩЕГО ИНОГДА ХОРОВУЮ ПЕСНЮ, ТО ОН НИКОГДА НЕ СКАЗАЛ БЫ, ЧТО ПЕРЕД НИМ В. МАКОВСКИЙ, ПРОРАБОТАВШИЙ В ЭТОТ ДЕНЬ НЕ МЕНЬШЕ ЛЮБОГО МУЖИКА (газета "Новое время", 1894 год)
стенд выставки
У писателя и художника общий бытовой взгляд на Москву, но их работы напрямую не пересекаются.
Интересную тему подняли при обсуждении картины "Сёстры". Дело в том, что родители художников развелись. Владимир остался жить в Москве рядом с отцом, а Константин уехал в Санкт-Петербург - там жила мать. И часть исследователей сравнивала сестёр с полотна с братьями Маковскими. Как видите, по сюжету дочь в скромном наряде и отец осуждающе смотрят на вторую девушку, ярко одетую и приехавшую к ним в дом. Якобы две сестры = два брата.
На самом деле братья Маковские были в хороших отношениях и параллель с картиной лишь фантазия зрителей.
Интересно, что несмотря на развод родителей, Владимир в своих картинах будет изображать, как они вместе встречают старость
Между делом упомяну, что помимо картин можно полюбоваться и сохранившейся восстановленной кирпичной кладкой:)
Небольшой литературный зал, воспроизводящий домашний интерьер гостиной конца XIX века, как продолжение выставки.
Из жизненного юмора Константина Маковского:
У него была своя коллекция предметов старины (зеркальце, кокошник и тп). Он был художником модным и любой уважающий себя богатый господин старался заказать у него портрет жены. Во время работы художник оставлял женщину наедине с собой и якобы отлучался по делам. В это время она смотрела диковинные предметы, примеряла кокошники и как только Константин возвращался, он начинал нахваливать образ и говорил, что хочет написать второй её портрет для себя.
Естественно, муж потом выкупал оба :)
Сюжеты в русских-народных нарядах и на сказочные темы у него невероятно детализированы, иногда преукрашены:
Картина «Под венец» из «боярского цикла» Константина Маковского посвящена древнему ритуалу допетровской Руси, который символизировал вступление невесты в новую жизнь: волосы впервые причёсывали по-новому. Свадебные обряды сопровождались особыми песнями.
Он был даже раскритикован в журнале «Артист» за чрезмерную идеализацию и постановочность.
стенд выставки
Выставка очень понравилась. Чувствуешь, как всем известные иллюстрации из школьных учебников вдруг оказываются в оригинале перед твоими глазами! Да ещё и в одном месте.
В главное историческое здание тоже заглянула.
Здесь моё посещение, признаюсь, было беглым, по выставке "Век XX. Русский взгляд" и "Макс Хаазе. Человек-Загадка". Отсюда покажу часть фотографий, просто полистайте для общего впечатления.
Экскурсовод Мащенко Анастасия
Пишу о Москве и истории, выкладываю расписание экскурсий и интересные посты в своих соц. сетях и на сайте:
Телеграм - https://t.me/sama_sebe_nastya
Группа ВКонтакте - https://vk.com/sama_sebe_nastya
Дзен - https://dzen.ru/sama_sebe_nastya
Сайт - https://taplink.cc/sama_sebe_nastya