Найти в Дзене
Гид Сама Себе Настя

Идея выходного дня. Музей "Новый Иерусалим" - знакомство с XVII веком

В часе езды от Москвы находится знаменитый Новоиерусалимский монастырь. Он был основан в 1656 году по инициативе патриарха Никона и воссоздавал в русских землях образ древнего Храма Гроба Господня, расположенного в Иерусалиме. Это прекрасный туристический маршрут выходного дня, о нём много написано, поэтому в статье хочется остановиться не именно на монастыре, а на том, чем можно дополнить свою поездку туда, сделать её более объёмной.

Недалеко от него находится современный музейный комплекс "Новый Иерусалим", в котором представлены памятники культуры XVII-XX веков. Чтобы оценить масштаб пространства и достойную коллекцию предметов старины, я покажу вам залы постоянной экспозиции и временной "Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века" (Часть экспонатов временной выставки вплетены в основную). Будет много цитирования текстов, чтобы донести её суть так, как задумывали создатели.

Наслаждайтесь - Просвещайтесь!

-2

Пару слов о том, что само пространство поражает своими масштабами в 10 000кв.м. выставочных площадей и современным подходом к теме, как должен выглядеть музей в 21 веке: с комфортными зонами для отдыха посетителей и залами, где бережно сохраняют и демонстрируют предметы старины.

-3

На экспозиции тонкой нитью идёт связь быта и искусства XVII века и Серебряного начала XX. Казалось бы, что может быть общего?

«Бунташный» XVII век, время смут и реформ, брожения умов и поиска своего пути, завершившийся коренным сломом всей древнерусской цивилизации в Петровскую эпоху, оказался созвучен «эпохе войн и революций», как политических, так и художественных, на которую пришелся Серебряный век, закончившийся роковым 1917 годом. В этот период искусство XVII века стало одной из связующих нитей, точек опоры и источников национальной идентичности, связывавших политически и идеологически разделенное общество. Именно на рубеже XIX-XX веков, в эпоху модерна, в России с новой силой вспыхнуло увлечение искусством XVI-XVII веков

Начнём с погружения в XVII век. Вся выставка большая, выделю несколько особо примечательных залов.

Зал посвящён Новому Иерусалиму и Никону.

Начало становления русского абсолютизма связывают с именем царя Алексея Михайловича, вступившего на престол в 1645 году в возрасте 16 лет. В первые годы реальное управление сосредоточилось в руках царского воспитателя боярина Б.И. Морозова, а в начале 1650-х в роли второго человека в государстве оказался энергичный выходец из низов - Патриарх Никон.

К портретам Алексея Михайловича и Никона есть модели для слабовидящих, которые могут тактильно в прямом смысле прикоснуться к шедеврам живописи.

Для тех, кто любит разглядывать детали: оригинальные посох, панагия (образ Богоматери на цепочке) и чётки, которые изображены на портрете "Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря", находятся в витрине слева от картины. Вот вам история, ожившая и сошедшая с полотна.

Отдельный большой зал посвящён иконографии. Все перечислять не будем, но! Одна икона никого не оставит равнодушным, потому что она не типична по своему характеру для русского искусства

Икона "Лабиринт духовный", конец XVIII - первая треть XIX века, ниже разберём, что изображено

В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода ведут вверх, в Жизнь вечную, и одиннадцать - вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта - круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле. Младенец еще лежит в колыбели (слева), а его уже готова скосить смерть, изображенная в виде скелета (в центре). На смертном одре (справа) душу человека принимает Ангел, но тут же стоит и бес со списком грехов усопшего. Жизненный путь человека изображен как уступчатая лестница, по которой спускаются и поднимаются мужчина и женщина. Надписи указывают их возраст: от 1 года до 90 лет.
Под лабиринтом изображена преисподняя. В правом углу - огненная пасть сатаны, куда низвергаются души грешников в виде обнаженных фигурок. Здесь же помещены наименования грехов: «Блуд», «Уныние», «Сребролюбие», «Пианство», «Тщеславие», «Гордость», «Убийство», «Гнев», «Немилосердие», «Зависть», «Оклеветание», «Объедение». Преисподняя населена демонами - воинами тьмы, которые ведут с людьми духовную брань. Они поражают род человеческий с помощью страстей, изображенных в виде земных оружий - лука, ружья, пушки. Но между бесами мы видим и Ангелов, извлекающих раскаявшиеся души из греховной бездны.
Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами. В небе над новым Иерусалимом - Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.
Описание на выставке

Зал "Особая кладовая" относится к постоянной экспозиции, но

Среди многоцветного оригинального шитья, церковных облачений и утвари есть и те экспонаты, что временно интегрированы в рамках выставки "Формула Руси 17/20". Они сразу выделяются своей манерой исполнения, зритель понимает, где предметы 20-го века, вдохновлённые стариной

Среди примечательного Саккос (одежда священнослужителей) конца 17 - нач. 18 века, который снимался в фильме Эйзенштейна "Иван Грозный" (1945г). Александр Мгебров, который играл Пимена, архиепископа новгородского, вспоминал, что саккос невероятно тяжёлый и в отличие от настоящих священнослужителей, которые надевали облачение на пару часов, ему приходилось носить его целые дни съёмок.

Пара кадров из фильма, ими открывается 1-ая серия.

Своей роскошью поражает митра (1650-е),

вклад царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны в собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.

Завершающий зал - основной непосредственно временной выставки "Формула Руси 17/20", где образы допетровского времени отражены в работах мастеров Серебряного века.

Зал включает в себя 4 раздела:
"Дерево", которое олицетворяет

...скрип деревянных мостовых, запахи чего-то преющего и дымного, грязь, слякоть, вечные сумерки, всё нутряное, исконное, тёплое и тёмное - таковым виделся быт русского города XVII века.

"Серебро":

В живописной интерпретации этого образа особенно важен снег: сугробы, в которых вязнут боярские возки, заснеженные высокие крыши теремов, вторящий белизне и золоту церквей весенний снег с проталинами.

"Золото", как символ божественного, царской власти, раззолоченных глав церквей

"Огонь"

Самое красочное, самое самобытное, самое порицаемое, но и самое востребованное в русском искусстве XVII века — это его любовь к пестроте, яркости, орнаменту - всему тому, что обозначается словом «узорочье». Всё дробится, мелькает, живет: множатся главки церквей, громоздятся друг на друга закомары-кокошники, меж пухлых столбов повисают гирьки, со всех сторон расцветают диковинные цветы и порхают райские птицы. Нагляднее всего эстетика узорочья воплотилась в зодчестве и костюме, и кажется, что в этом веке два искусства были особенно близки.

Ещё раз повторюсь: не может не радовать тот факт, что появляются современные выставочные пространства близ знаковых достопримечательностей, которые позволяют объёмнее посмотреть на них через призму искусства, через предметы эпохи. Это действительно очень качественное дополнение к вашей поездке, где вы часть дня отводите, как в нашем примере, на монастырь, а часть - на музей с уникальными экспонатами.

Подробнее вы можете почитать на их официальном сайте, набрав в поисковике "музей Новый Иерусалим".

Экскурсовод Мащенко Анастасия

Пишу о Москве и истории, выкладываю расписание экскурсий и интересные посты в своих соц. сетях и на сайте:

Телеграм - https://t.me/sama_sebe_nastya

Группа ВКонтакте - https://vk.com/sama_sebe_nastya

Сайт - https://taplink.cc/sama_sebe_nastya

Дзен - https://dzen.ru/sama_sebe_nastya

Музеи
137 тыс интересуются