Марина Дамбаева с мужем растили двух дочерей и мечтали, что однажды у них родится сын. В 2007 году женщина забеременела в третий раз и к радости всей семьи вскоре узнала, что ждёт мальчика. Дылык был единственным сыном, после него на свет у пары появились ещё три девочки-малышки. Почему именно «был», женщине тяжело и больно вспоминать: её 13-летний мальчик однажды просто не вернулся домой с речки Уда. Приятели позднее расскажут, что Дылык зашёл в воду и просто исчез из виду.
Зашёл в воду и исчез
Несчастье в семье Дамбаевых случилось 15 августа 2023 года, когда, отправившись на рыбалку, единственный сын не вернулся к семье. Друзья 13-летнего подростка быстро среагировали на пропажу парня, который, как они утверждают, буквально пропал за несколько мгновений, стоя в воде. Школьники прибежали к взрослым звать на помощь. Так и началась десятидневная поисковая операция с привлечением оперативников и волонтёров, в конце которой родителям сообщили, что тело их сына было найдено в нескольких километрах от места происшествия в реке Селенга, в которую впадает река Уда.
Родители, пораженные горем, ждали 1,5 месяца результатов ДНК-экспертизы и продолжали искать своего сына. Однако заключение экспертов, которое они услышали, прозвучало для них как смертный приговор – Дылык утонул.
Но даже после похорон родители не перестают надеяться увидеть своего ребенка живым.
— В тот день, 15 августа, мы приехали в гости к друзьям в садоводство «Тальцы», — делилась историей 38-летняя Марина. — Оно находится в том же районе, что и наше село — Новоильинск. Дети (14-15 лет) отпросились на берег, с ними пошел и Дылык. Он знал, что ему купаться нельзя. Так наказал лама (духовный наставник для буддистов), мол, если сын войдет в открытую воду, его ждёт беда. Мы проводили различные обряды, чтобы этого не произошло, но все равно плавать ему разрешали только в бассейне. Что его дернуло ослушаться? Ума не приложу.
Место, где компания отдыхала, было хорошо знакомо детям и считалось безопасным. Но в тот момент река была полна — мутная вода вышла из берегов, а течение остановилось сильнее. По воспоминаниям детей, бывших тогда на берегу, Дылык окунулся, он снял футболку и свой буддийский талисман, а затем исчез. Никто не слышал криков о помощи или иных подозрительных звуков.
Он на другой стороне реки
Перед похоронами тело привезли домой. Мать не посмотрела на него в морге — она испугалась. Но ей все же очень хотелось последний раз увидеть своего сына. Рядом с гробом ее уверенность в том, что это не Дылык, только укреплялась, по её словам, перед ней лежал парень 17-18 лет, но никак не её 13-летний сын.
Догадки женщины были подтверждены гадалками, экстрасенсами и буддийскими священнослужителями. С уверенностью они заключили, что школьника нужно искать среди живых.
Родители не хотят верить в гибель своего единственного сына и даже встречались со свидетелями, которые утверждают, что видели исчезнувшего на другой стороны реки.
Все это время родители не прекращают размещать объявления с фотографией подростка в столице республики и деревнях Заиграевского района. До декабря все усилия не приносили никаких новостей, однако незадолго до Нового года, многодетной матери позвонила незнакомка, которая рассказала, что видела Дылыка у центрального рынка Улан-Удэ. Подросток стоял там в тёмной шапке и куртке.
— На надгробии написано имя сына, но это не то тело, которое лежит в могиле, — настаивает Марина в разговорах с журналистами «КП-Иркутск».
В СК РФ же утверждают, что проведённое исследование имеет высокую точность, и нет никаких оснований полагать, что найденное тело не принадлежит пропавшему летом мальчику.