В предыдущей статье мы затронули вопрос о сожалении нарцисса. При терапии мы стремимся дать пациенту возможность осознать свою ситуацию. Но для людей, страдающих расстройствами личности это может принести скорее вред, чем пользу, если это не было встроено в терапевтический паттерн.
Почему нет смысла «открывать нарциссу глаза» на их жизнь и поступки? Чего обычно жаждут их обиженные партнёры. Почему нарциссу неразумно сожалеть о том, что он сделал?
Сожаление имеет смысл только в том случае, если это может как-то послужить обучением, чтобы не было больше никогда повторения этой ситуации. Такое возможно только при стержне личности, когда есть определённое неизменное ядро, которое является центром личности.
Сожаления и угрызения совести имеют смысл, если есть личная преемственность, вы всё время один и тот же человек, у вас есть неизменная, неизменяемая основная идентичность – настоящее «Я». Но у людей с расстройством личности этого нет – они не являются непрерывными. У них нарушена автобиографическая память.
Они не являются одним и тем же человеком из года в год, из недели в неделю, а иногда, как в случае пограничной ситуации – из часа в час. Это не один и тот же человек – это разные самосостояния. У этих состояний есть общие воспоминания. Таким образом, существует преемственность в биографическом смысле, когда речь заходит о личной истории, но нет никакой эмоциональной и даже когнитивной преемственности.
Создаётся впечатление, что эти люди состоят из множества разных людей. Всё это можно было бы отнести к частному случаю множественного расстройства личности с выраженной диссоциацией, а во многих случаях и без неё.
Возьмём, к примеру, нарцисса. Неделю назад он был одним человеком, на этой неделе – это уже другой человек. Тот, кто сделал неделю назад что-то не так – его уже нет. Сегодняшний нарцисс не считает себя виновным в том проступке, потому что он просто его не помнит – у него реальная диссоциативная ретроградная амнезия.
Зная эти свои особенности, нарциссы иногда намеренно как бы забывают неприятные для них события, и настолько себе верят, что потом действительно считают, что это были не они (конфабуляция). В данном случае, вы никогда не сможете поймать нарцисса за руку – ему всегда придёт на помощь магическое мышление. Он просто верит, что он был другим человеком.
Так что сожаление имеет смысл только в том случае, если есть личная преемственность. Сегодняшнему нарциссу нет смысла сожалеть о сделанном неделю назад, потому что он не ощущает себя тем человеком, кто это сделал. Мы можем обижаться на это, клеймить нарцисса, но ситуацию это не изменит. Нарцисс просто должен знать, что ему будет плохо, если он так сделает – это единственный способ взаимодействия с нарциссом.
✅ Если вы взаимодействуете с настоящим сертифицированным нарциссом, то должны знать, что речь идёт о нарушении идентичности, которое очень часто встречается при многих других расстройствах личности и даже при психических заболеваниях.
Таким образом, при нарушении идентичности мы имеем дело не с ядром личности – с настоящим «Я», а с множественными самосостояниями, объединённые общей памятью, имеющую множество пробелов, заполненных с помощью конфабуляций (придуманных историй).
Самосостояния могут сильно отличаться друг от друга, и какое из них настоящее нет смысла и возможности определить. Как правило, эти самосостояния взяты, скопированы с других людей. Сегодня с вами может быть милый мягкий человек, а завтра перед вами будет вторичный психопат – безрассудный, чёрствый, стремящийся к новизне и риску. Это два разных человека, но в одном теле.
✅ Если вы будете это учитывать – вам будет проще принять горькую правду о ваших отношениях, которые вряд ли могут быть счастливы с человеком, без самого себя. Просто об этом надо знать.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов