Они вступают в отношения, полностью ожидая потерь и неудач, потому что на подсознательном уровне знают, что они ещё не взрослые. Они недостаточно зрелые, чтобы поддерживать свои отношения и поддерживать их на плаву.
Кроме того, у них нарушена способность оценивать реальность, присутствуют когнитивный дефицит и когнитивные искажения. Поэтому, стремясь к счастью – теряется связь с реальностью. Они предаются иллюзиям, фантазиям и грандиозности.
Когда теряется связь с реальностью – это пугает, угрожает, тревожит… и они это знают. Они идут на огромный риск, просто, чтобы быть счастливыми, и поэтому они продолжают спрашивать себя: «Почему мне так плохо? За что мне это всё досталось? Почему именно я?» Возникает множество мучительных вопросов.
Так что даже у самых эгоцентричных, откровенных, классических, самоуверенных и грандиозных нарциссов, периодически возникает вопрос: «Почему я? Почему я должен платить такую цену?» Таким образом нарцисс лжёт сам себе. Он считает, что всё это из-за его уникальности, особенности, зависти окружающих, – «кому больше даётся, у того больше и спрашивается».
Для пограничных это выглядит несколько иначе. Обычно они объясняют себе ситуацию тем, что их собрались бросить, что их отвергают, что рядом с ними жестокие люди – они ужасные, и именно поэтому они должны платить эту цену. Они придумывают разные оправдательные истории.
Вот почему психологи настаивают на том, что расстройства личности на самом деле являются нарративами – они изобретают нарративы (истории), которые объясняют, почему они должны платить эти огромные издержки, почему они должны отказываться от таких огромных частей себя только для того, чтобы быть счастливыми.
Трудно быть по-настоящему счастливым, когда за своё счастье приходится платить слишком большую цену – своё настоящее «Я». Для некоторых из них становится понятна эта ситуация, из-за чего им становится только хуже. Но именно эта боль даёт шанс на позитивные изменения в их жизни. Особенно это часто встречается при пограничной ситуации.
Нарциссы, классические грандиозные открытые чаще будут отрицать, что они сожалеют о чём-либо или что их грызёт совесть… Если бы они были психопатами, людьми с антисоциальным расстройством личности – это было бы правдой, но не в ситуации при нарциссизме.
✅ Когда они остаются ночью одни и смотрят в зеркало на себя, как в эпизоде фильма «Собачье сердце» – они начинают сожалеть. Они сожалеют, они чувствуют, что упустили что-то очень важное, что невозможно приобрести ни за какие деньги мира. Они чувствуют, что жизнь могла бы сложиться по-другому, если бы согласились принять боль и неприятие когда-то.
Они чувствуют, что есть очень много всего, к чему у них нет доступа, от чего они не смогут получить пользу, чем они никогда не смогут наслаждаться – близостью, любовью, настоящим сексом – взрослым, взаимным сексом, а не мастурбацией с живой куклой.
Нарциссизм, психопатия и другие расстройства личности – это очень серьёзная защита. Защита от реальности. Поэтому, чтобы справиться с этими постоянными, всепоглощающими, всепроникающими потерями – они вынуждены терять ещё больше.
Например, нарцисс, чтобы справиться со своими неудачами и поражениями, разрушенными отношениями и разбитым сердцем – он жертвует большим… он теряет доступ к эмоциям. Да, он становится сильнее среднестатистического человека – менее уязвимым, но теряет возможность развития, огромную палитру смыслов и возможностей. Он превращает себя в биоробота только для того, чтобы не чувствовать, потому что эмоции могут причинить боль. Эмоции делают биологическое существо человечным.
Поэтому нет смысла желать им всякое нехорошее – они и так уже наказаны. Лучше заниматься собой и своей жизнью, взращивать в себе человеческие эмоции, пытаться их понять, определить, научиться с ними взаимодействовать – да, с помощью дневника эмоций.
Если вы находитесь в постоянном внутреннем противостоянии с кем-то, то он всё больше будет поглощать вашу жизнь, и на себя у вас ничего не останется.
Счастья вам
Всеволод Парфёнов