Эксперт о том, чем болели и продолжают болеть многие россияне. Чем опасна микоплазменная пневмония и как с ней справиться.
Перед наступлением 2024 года в России начали закрывать на карантин детские сады и школы — всплеск случаев микоплазменной инфекции у детей в некоторых городах принял характер эпидемии: в частности, заболеваемость в Воронежской области выросла в 40 раз. В течение предновогодней недели микоплазменную пневмонию у детей зафиксировали в Индонезии, Италии, Германии, Франции, Нидерландах, Дании. И, конечно, в Китае, где о вспышках респираторных заболеваний у детей от 5 до 12 лет начали говорить еще в ноябре 2023 года.
Почему микоплазму нельзя увидеть
Микоплазменная пневмония (Micoplasma pneumoniae) по своим структурным свойствам находится между вирусами и бактериями. Возможность расти на бесклеточной среде и чувствительность к некоторым антибиотикам позволяют причислить ее к бактериям. С другой стороны, по размерам генома и склонности к внутриклеточному паразитизму она похожа на вирус.
Микоплазма имеет клеточную мембрану, наполненную липидами (стеринами), а жесткой клеточной стенки у нее нет. Поэтому микоплазмы не могут захватить краситель при окраске по Граму – методу окраски микроорганизмов для исследования, позволяющему дифференцировать бактерии по биохимическим свойствам их клеточной стенки. И, значит, их нельзя визуализировать с помощью световой микроскопии.
Помимо этого, микоплазменные бактерии плеоморфные, то есть не имеют конкретной формы и размера. Также они осмотически нестабильны во внешней среде, и, чтобы выжить, микоплазма проникает внутрь клетки хозяина.
Роман Бонцевич: врач-терапевт, пульмонолог, клинический фармаколог, к. м. н., доцент кафедры фармакологии и клинической фармакологии НИУ Белгородский государственный университет
Micoplasma pneumoniae — факультативный анаэроб: при необходимости она может жить без кислорода. Тем не менее лучше она растет именно в аэробной среде. Именно поэтому она предпочитает легкие и дыхательные пути, где достаточно кислорода.
Обитают эти бактерии на эпителии носа или горла, поэтому распространяется микоплазма воздушно-капельным путем при чихании или кашле. Другие люди могут вдохнуть и заразиться, особенно если провели много времени в замкнутом пространстве с больным. Поэтому заражение микоплазмой чаще всего встречается среди дошкольников, школьников, студентов и военных новобранцев.
После попадания в организм микоплазма прикрепляется к эпителиальной клетке дыхательных путей с помощью специальной органеллы, которая имеет на своем конце адгезивный белковый комплекс — белок адгезии Р1: он прикрепляется к поверхности клетки хозяина (например, к клетке респираторного тракта) и крепко держится за свою драгоценную жизнь. Это значительно усложняет очистку дыхательных путей от бактерий с помощью мукоцилиарного клиренса, который в норме выводит эти чужеродные вещества.
Таким образом, микоплазма размножается и повреждает клетки респираторного эпителия. Когда бактерия достигает легких, запускается местная воспалительная реакция, и легочная ткань наполняется лейкоцитами, белками, жидкостью и даже эритроцитами, если в этот процесс вовлечен капилляр, что приводит к местному цитотоксическому эффекту (гибели клеток).
Чем опасна микоплазма
Роман Бонцевич: Микоплазма избегает прямого столкновения с силами иммунной системы, предпочитая «отсидеться» внутри легочных клеток, где они находятся в спящем состоянии или размножаются. В результате люди, инфицированные микоплазмой, часто переносят заболевание бессимптомно или с неспецифической клиникой — усталостью, болью в горле, умеренной лихорадкой и кашлем. Все эти признаки не типичны для бактериальной пневмонии. Человек и вовсе может не чувствовать себя больным, в отличие от тех, кто страдает бактериальной пневмонией: такие пациенты обычно прикованы к постели, страдают одышкой, лихорадкой, болями в грудной клетке и продуктивным кашлем. Отсюда и название — атипичная, или «ходячая» пневмония.
Однако микоплазма не так уж безобидна, поскольку способна вызывать энцефалит (воспалительный процесс в области вещества головного мозга), особенно после атипичной пневмонии у ребенка. В этом случае симптомы будут включать лихорадку, изменение психики, ригидность мышц шеи.
Также в тяжелых случаях у пациента может наблюдаться сухой или геморрагический плеврит (сопровождается болью в грудной клетке, кашлем с выделением мокроты слизисто-геморрагического характера, повышением температуры тела), интерстициальный легочный фиброз. Возможны случаи молниеносного течения заболевания с развитием тяжелой дыхательной недостаточности и респираторного дистресс-синдрома у маленьких детей и пожилых людей. Он характеризуется быстрым началом широкого воспалительного процесса в легких. Симптомы включают одышку, учащенное дыхание и синеватую окраску кожи.
Как диагностируют
Для диагностики микоплазм необходим рентген грудной клетки: если на нем будет отмечаться усиление легочного рисунка за счет интерстициального (инфильтративного) компонента, это будет указывать на тяжелое поражение.
Помимо рентгена, микоплазму позволяет обнаружить посев мокроты на агаровой среде Итона, богатой холестерином и нуклеиновыми кислотами. Выращивание культуры занимает порядка 2-3 недель, и в итоге микоплазма формирует куполообразные колонии, похожие на яичницу. Но поскольку посев занимает много времени, этим методом диагностики обычно не пользуются.
Вместо него используют холодовую агглютинацию, основанную на том, что некоторые антигены эритроцитов и микоплазмы схожи. При 4 градусах по Цельсию антитела иммуноглобулина М (IgM) против бактериальных клеток перекрестно реагируют с человеческими антигенами эритроцитов и заставляют их агглютинировать — образовывать сгусток.
Такой тест можно проводить даже у кровати пациента, набирая в пробирку кровь и помещая ее в емкость со льдом. Если антитела против микоплазмы есть — образуются сгустки крови, и тест будет положительным. Однако антитела появляются не сразу, поэтому отрицательный тест не обязательно будет указывать на отсутствие инфекции.
При подозрении на энцефалит проводится люмбальная пункция и анализ спинномозговой жидкости.
10 продуктов для здоровых легких (против бронхита и пневмонии)
Чем лечат
Роман Бонцевич: Атипичная пневмония чаще всего проходит самостоятельно. Но если этого не происходит — потребуются антибиотики. Поскольку у микоплазмы нет клеточной стенки, ее ингибиторы (бета-лактамные антибиотики) неэффективны. Поэтому в основе лежит терапия антибиотиками, подавляющими биосинтез белков, — тетрациклинами и макролидами (эритромицин, азитромицин и др.).
Макролиды являются средством выбора при микоплазменной пневмонии, поскольку обладают рядом положительных свойств, выгодно отличающих их от других антибиотиков. Это особенности спектра действия, удачные фармакокинетические и фармакодинамические характеристики, благоприятный профиль безопасности. Макролиды являются самой безопасной группой антибактериальных препаратов. В отличие от тетрациклинов и фторхинолонов, они могут быть назначены детям, беременным и кормящим женщинам. Использование фторхинолонов детьми возможно только по жизненным показаниям.
Тетрациклины назначают детям старше 8 лет, по антимикоплазменной активности они существенно уступают другим классам антибиотиков [1,2,3]. В то же время макролиды обладают высокой эрадикационной активностью в отношении M. pneumoniae. Их спектр антибактериальной активности включает и другие возбудители, часто находящиеся в ассоциации с микоплазмами [3]. К преимуществам макролидов относятся небольшая кратность применения, возможность более коротких курсов лечения, редкое проявление нежелательных реакций. Также известны иммуномодулирующие свойства макролидов.
Литература:
1. Мусалимова Г.Г., СаперовВ.Н., Никонорова Т.Н. Диагностика и лечение микоплазменной и хламидийной пневмоний. Лечащий врач. 2004;8:35–41.
2. Ноников В.Е., Воробьева М.Г. Атипичные пневмонии (микоплазмоз, хламидиоз, легионеллез) диагностика и лечение. Справочник поликлинического врача. 2006;10:6–11.
3. Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии / Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова. Смоленск, 2007. 464 c.
4. Козлов С.Н., Рачина С.А. Роль макролидов в лечении инфекций нижних дыхательных путей. Consilium medicum. 2003;5(4):197–204.