***
Давно висели наброски этой статьи, да реал замучил, уж четверг с пятницей перепутала, а прошлую неделю вовсе не заметила. Так что тема немного простывшая, но болезненная, тем более, что вести с полей приходят неутешительные.
Например вышел недавно наш фильм «Мастер и Маргарита». Я его еще не смотрела, и, признаюсь, - боюсь больше «Паровоза», потому что в отличие от Наполеона, «Мастер и Маргарита» для меня произведение драгоценное, зачитанное до дыр и памятное наизусть. Шок может быть не совместим с жизнью.
Зато я вспомнила всеми хвалимую экранизацию Бортко и мои впечатления от нее.
Какая связь между Булгаковым, известием о Лоуренсе Фишборне в роли вампира Региса, и пакистанце в роли Саурона?
Эта связь называется мискаст.
Я уже писала на схожую тему статью про актрис-женщин, но на этот раз хочу довести мысль до конца и рассмотреть со всех сторон, что же это за зверь такой «мискаст». Почему получается так, что в одних случаях зритель персонажа принимает, а в других нет.
Как бы банально это не звучало, это очень сложный вопрос. С одной стороны.
С другой, даже не особо искушенным взглядом видно, что у современных киноделов, независимо от прописки, - феерические проблемы с кастингом, какой проект не возьми.
Давайте, как всегда начнем с начала. Вот для чего вообще проводится кастинг? Возможно, я излишне наивна, но я всегда думала, что цель этого процесса отобрать среди претендентов человека, который наиболее соответствует роли, творческому замыслу.
Если серьезно, то не нужно быть гением и заканчивать профильные ВУЗы, чтобы понимать, - кастинг это одна их важнейших стадий создания кинопроекта. Потому что именно кастинг определяет, кто же будет представлять его содержание зрителю, каким станет его наполнение. А мы, зрители, в свою очередь раз за разом видим, как удачный кастинг гарантирует как минимум половину успеха фильму, неудачный же – способен загубить казалось бы беспроигрышные проекты.
Для того же, чтобы понять, что такое успешный или удачный кастинг тоже не нужно морщить лоб в раздумьях, ведь основная цель кастинга – это найти наиболее подходящих актеров, которые наиболее точно отражают характеристики персонажей.
Именно тут собака-то, как говорится, и зарыта.
Проблема первая. Мультикультурность.
Мультикультурность – это такая раковая опухоль, которая зародилась в обществе, построенном на иммигрантах. Когда уже некуда деваться. Дохрена всяких разных понаехало, позавезли, а что с этим делать так и не сообразили.
Как именно это было, чего и почему, - оставим историкам и политикам. Для кино важно другое. То, что сколько не снимай фильмов про черную Клеопатру, Болейн, Манергейма, да хоть брата Тука – это будет бесить. Только очень невежественный человек, - вроде актрисы Аджоа Андох (Ненэке от Нетфликс) может заявлять, что королевская семья в сериале же какая-то очень белая… Тетенька, твои предки во время событий сериала в Африке коровам хвосты крутили! Может быть королевским коровам, но место дислокации это не меняет.
И эти потуги подменить реальность – бесят даже американских зрителей. Провал «Русалочки» тому свидетельство.
А всему остальному миру на американские загоны с чернокожими – тупо насрать. В лучшем случае. Это не универсальная проблематика, которая тронет сердце и эскимоса, и индуса, и турка, и китайца. Это местечковая шизофрения, от которой вменяемый человек инстинктивно будет стараться держаться подальше.
Тоже самое касается выдуманных устоявшихся миров. Ну не может быть черных гномов или эльфов что у Толкина, что у Сапковского. Это отдельные народы, виды существ, у которых свои законы наследственности, которые автором прописаны четко. Черный эльф может появиться что в одной вселенной, что в другой только в том случае, если полковник Фаоильтиарна после Диллингена сбежал в солнечную Зериканию и зериканка родила ему остроухого смеска. Все. Других негров-эльфов быть не может.
Арабы – могут, но не из Рогвеена, а из Назаира, потому что голубые розы Назаира – отсылка к розовым садам Мекнеса (Марокко), а так же есть страна Офир. Но это ж все изучать надо, тратить время, усилия на то, чтобы логично вписать происхождение персонажа в историю… А зачем, если киноделы с какого-то момента стали считать зрителя тупым быдлом, нуждающимся в упрощениях? С какого-то момента принципы логично и правдоподобно уступили место шаблонной методичке.
И здесь к первой проблеме вплотную примыкает вторая, которая в отличие от мультикультурности цветет пышным цветом и у нас.
Вот почему в оскароносном «Побеге из Шоушенка» никого не возмутил герой Моргана Фримена вместо белого ирландца? Правильно, во-первых, потому что лор никто не насиловал, и негр точно так же мог сидеть в этой тюрьме, а во-вторых, - актер молодец.
В идеале кастинг, как уже было сказано, имеет своей целью найти наиболее подходящих исполнителей для определенных ролей, чтобы те обладали необходимыми актерскими навыкам, могли создать «химию» между партнерами по кадру, были способны адаптироваться к определенным ролям, и так далее. Актерство – это про искусство перевоплощения, актер играет роль.
Да, процесс это очень и очень сложный, к чему лукавить. И даже при самом ответственном подходе бывают ошибки, огрехи и неудачи, в том числе, когда задуманный режиссером образ не зашел зрителю. Это действительно очень сложно, ведь все люди разные, и одних и тех же персонажей могут видеть по-разному. А уж когда в работу берутся уже давным-давно сложившиеся образы – задача усложняется в сотни и тысячи раз. Не побоюсь такого сравнения, но найти достаточно харизматичного Росомаху не менее сложно, чем достойную Наташу Ростову.
К сожалению, в последнее время актеры в большинстве своем от роли к роли играют самих себя. Они всегда одинаковые и на них просто скучно смотреть.
Добавьте к этому непрописанного плоского картонного персонажа – и секрет «успеха» готов. Актер, который хотя бы понимает суть своей профессии еще может как-то вытянуть слабого персонажа, добавить ему глубины и жизни от себя. «Дом Дракона» тому примером, когда прописана вообще-то чушь полная, но хотя бы некоторые моменты актеры вытягивают своей игрой, своей харизмой, и смотришь уже конкретно на них, многое прощая благодаря им.
Это очень трудно, потому что получается, что то, что должно быть коллективным творчеством полностью тащит на себе один. Однако куда сложнее задача становится, если дело касается таких ролей для которых наличие того, что называется харизмой, в принципе одно из главнейших условий.
Есть персонажи, которые не могут себе позволить быть просто хорошо сыгранными. Не может быть Воланд средним по больнице! От него инфернальностью должно разить, мощью, даже когда он просто сидит и смотрит или забавляется. Особенно когда забавляется! Это же Сатана. Там в каждом его жесте, спокойном слове должен быть такой накал, такая сила, как лавина, которая может вот-вот все смести и похоронить под собой. Если энергетики нет, и такой образ выходит чуть послабее, - на хорошем уровне, да, но послабее, - все равно чувствуется фальшь.
Почему никому не зашли ни нетфликсовские чародейки, ни амазоновская Галадриэль с прочими эльфами? Потому что в первую очередь они обычные. Это не волшебные существа, это посетители ближайшего супермаркета за углом. В них нет ни малейшей изюминки, они пресные даже когда пытаются что-то играть.
Или, скажем, ну какая из Снегирь Маргарита? От одного взгляда Маргариты должно либо жуткой тоской разить, либо ведьмовской чертовщиной, а при взгляде на Снигирь только скука смертная. Мало того, она же еще и пластиковая.
Это третья проблема. Да, в актере главное талант, но и внешние составляющие для роли имеют огромное значение. Воланд не может быть дряхлой развалиной при все уважении к Бортко и Басилашвилли. Нельзя взять какую-то среднестатистическую гражданку и словами через рот сказать, что это у нас прекрасная принцесса. У зрителя есть глаза, он не поверит. Нельзя взять пузатого обрюзгшего мужика и сказать, что это-де прекрасный эльф, - засмеют. Или например Адам Драйвер хороший актер, не буду спорить, но его оттопыреные уши и скошенный подбородок вместо сопереживания заставляли вспоминать анекдот про то, что Падме изменяла Анакину с Джа-Джа-Бинксом.
Так и с этим пакистанским юношей со взором горящим, который должен сыграть Саурона. Возможно он великолепный актер, потрясающе талантливый, гений, но один взгляд на его цыплячью шею, плечики задрота и спину колесом убивает дух Средиземья напрочь. Вот это майяр в истинном облике? Обнять и плакать. На фоне его внешности даже пакистанское происхождение меркнет. Можно подумать в Англии индусы перевелись, повнушительнее найти не смогли.
Что можно сказать в заключение? Только то, что на лицо полное непонимание задач которые стоят перед съемочной бригадой. Очевидно, что в большинстве случаев актеров подбирают не потому, что он/а подходит на роль, а по разнарядке, по авторитетности, по медийной раскрученности, по связям в тусовке, в общем как угодно, а потом удивляются, что опять пошло не так. Зритель токсичный попался, как всегда.
Самое же скверное, что поскольку нет у киноделов осознания самого наличия проблемы, не говоря уж о ее причинах, то и перемен не предвидится.