Найти тему
K2B

В условиях многозадачности: один за всех и всё на одного

Оглавление

Рассказываю о плюсах и минусах многозадачности, нюансах поиска мастеров на все руки и о причинах, из-за которых всё сваливается на одного человека.

Проблема почти всех стартапов (за исключением оверпрофинансированных проектов) в том, что люди минимальными силами стараются решить максимальное количество задач. Причём ещё и в сжатые сроки. Здесь пригодится человек-швейцарский нож, который и команду может замотивировать, и код написать, и с клиентом пообщаться. Но в такой ситуации обнаруживается ряд проблем

Проблемы универсальных сотрудников

→ Первая проблема — ваша зависимость от такого сотрудника, так как на нём сосредоточена большая часть задач

→ Вторая проблема — у человека ограничено время. И вы не сможете заставить его делать задачи параллельно. Он так или иначе будет выполнять их последовательно. Поэтому часто будет возникать ситуация, когда задачи с одинаковым приоритетом будут накладываться друг на друга.

Поэтому советую вам избегать подхода, при котором разного типа задачи замкнуты на одного сотрудника.

Если вы ограничены в бюджете

Если же вы сильно ограничены в бюджете, то можете взять универсальных сотрудников. Но тогда старайтесь сделать так, чтобы они выполняли одни и те же задачи смешанно. Например, вместо отдельно бэка и фронта можно взять фулстек-разработчиков. Это если мы говорим об IT. Можете нанять несколько человек, и они будут пересекаться в своих функциях.

Но опять же нужно понимать свои риски. Во-первых, у вас сотрудники параллельно делают то бэк, то фронт. А во-вторых, такую работу сложнее ревьюить. Самоконтроль всегда работает хуже, чем контроль со стороны. Плюс когда работают бэк и фронт по отдельности, они совместными обсуждениями приходят к оптимальному решению.

-2

Не только об IT: универсалы в других сферах

Если мы говорим, например, о заводе или работе с оборудованием, то возникает следующая проблема: когда уходит ваш универсальный сотрудник, который умеет работать на всех станках, то начинает сыпаться вообще всё.

Если же таких сотрудников двое, то возникает большая сложность в управлении. Так как множество приоритетных, но пересекающихся задач раскидано по разным людям. Здесь нужно учиться контролировать подобные процессы — это уже отдельный опыт. Плюс важно смотреть, насколько это себя окупает.

Рассчитайте, может, вам вообще выгодней взять одного человека на парт-тайм. Или менее опытного джуна, который будет оптимальным дополнением к вашему швейцарскому ножу: первый выполняет задачи, а нож — их принимает и корректирует. И тогда вы выиграете по деньгам. Но тоже возникает вопрос: не будет ли джун отнимать слишком много времени у более опытного коллеги. Это всё нужно иметь в виду.

Когда допустимо иметь универсальных специалистов

Например, я считаю нормальным смешанное использование менеджера и водителя. Когда человек, который продаёт, может сесть в машину и совершить нужную перевозку. Почему? Потому что работа менеджера прерываемая, в отличие, например, от специалиста по станку, который перманентно изготавливает детали.

Также допустимо смешение финансового директора с юристом, если у него есть нужное образование и опыт. Тогда он также сможет проверить документы. Всё-таки при работе в стартапе это не такая большая нагрузка.

-3

Поиск универсальных сотрудников

Когда человек пишет в резюме, что он умеет всё, то для вас это повод опасаться. Обычно такие люди либо врут, либо умеют всё, но понемногу, не являясь экспертом ни в одном из указанных направлений.

Тогда как выбрать того самого универсального? Можете посмотреть по релевантному опыту. Если человек уже работал со схожими задачами, то вполне возможно, что он действительно вам подойдёт... Но точно вы это поймёте только в момент разведки боем. Всё-таки когда вы ищите не универсального, а узкоспециализированного сотрудника, то гораздо проще определить его квалификацию. Так или иначе, имея множество знаний и выполняя разные функции, где-то такой человек всё равно проседает.

Достижима ли 100% многозадачность?

Многозадачность понижает эффективность сотрудника. Когда он выполняет все задачи одновременно, то ему в голове нужно удерживать множество вещей. И часто бывает, что они начинают путаться. Например, при разговоре с клиентом сотрудник обещал сделать деталь по определённым параметрам. А потом эти параметры он применил к совершенно другой параллельной работе.

Человек, который работает с одним типом задач, больше вовлечён в эту работу, а ещё быстрее растёт в своей экспертности. А вот многозадачность всё же отнимает квалификацию. Я не говорю о каких-то простых прикладных задачах — забить гвоздь каждый может. Но если в команде есть питонист, который параллельно пишет и на ноде, то либо у него начнётся перекос — где-то он будет хуже, а где-то лучше. Либо везде он будет середнячком.

Главные проблемы многозадачности

Проблема многозадачности — это умение ей оперировать и её контролировать. Она ведь может быть навыком, а может быть тем, что выставляется напоказ для имитации деятельности. В таком случае возникает потребность в трекинге. Со сроками, приоритетами и пониманием сложности задач.

Потому что многозадачность — это хороший способ сливаться с работы. Ты можешь сказать, что здесь сделал одно, там другое, начал бегать между задачами, нигде до конца дела не довёл и сместил сроки на несколько недель вперёд.

-4

Многозадачность владельца стартапа

Если у вас стартап, то будьте готовы к тому, что вам как автору идеи придётся быть многозадачным: и продукт-оунером, и проджект-менеджером, и эйчаром, и даже бухгалтером. И это нормально. Это стартап. Но надо уметь остановиться и понять, что ваша многозадачность уже портит общую картину, так что пора начинать делегировать.

→ Нельзя всё замыкать на себе, чтобы не пропустить момент, когда многозадачность станет многообязанностью.

Тип людей, которые не готовы к многозадачности

Но существует и тот тип людей, кто не приспособлен к многозадачности. Вы скажете им ревьюить, писать код и осуществлять контроль сотрудников разработки — и в итоге будет плохо везде. Так как человек монополизирует себя на одну задачу. И не сможет переключиться, пока не завершит предыдущую.

Почему так случается, что один работает за всех?

…и всё сваливается на него? Не только потому, что он такой классный профессионал. Скорее потому, что он не умеет делегировать. Когда такой сотрудник сталкивается с какой-то проблемой, он считает, что решить самому проще, чем обратиться, например, к девопсу (если говорим о программировании). Имея лишь поверхностные знания, он зарывается в этой задаче и делает её неделю. Хотя профессионал осилил бы за несколько часов. А на этом теряете уже вы как владелец стартапа.

-5

Кстати, у нас есть разгоны про делегирование, где мы более подробно покопались в этом понятии. Поэтому если вы их ещё не видели — переходите по ссылке, смотрите и комментируйте.

★★★★★

Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.

Кстати, эта статья написана по мотивам пятнадцатого выпуска нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.

Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!