Позабыты хлопоты, остановлен бег
Вкалывают роботы, счастлив человек.
Помним, да? А давайте вернемся мысленно в то время, когда эта песня была написана. Ну, понятное дело, только те, для кого это физически осуществимо. Никогда не требую от читателей невозможного.
Все-таки, пусть сквозь определенный слой иронии, мы верили в эти слова. Конечно, еще не сегодня, но вот завтра…
Завтра наступило. Про «счастлив человек» даже не буду начинать, так ведь и роботы не то, чтобы очень уж вкалывают. Или, по крайней мере, вкалывают не так и не там, как мы себе представляли.
Откроем какой-нибудь фантастический роман, написанный где-нибудь в шестидесятых-восьмидесятых годах минувшего века. Про прекрасное далёко. Или пусть даже не про такое уж прекрасное, главное, чтоб не откровенный постапокалипсис. Заходит герой романа в ресторанчик, а там что? Правильно, робот-официант. Ну на худой конец какая-нибудь самодвижущаяся тележка для подачи блюд. Тоже ведь робот, как ни крути. Не будем заниматься дискриминацией по признаку антропоморфности. Негоже!
И пусть в романе это останется за кадром, но готовить скорее всего тоже будет какой-нибудь автоповар, а уж про уборку и мытье посуды можно даже не говорить.
Вернемся в нашу обыденную реальность и зайдем в ресторанчик уже в ней, родимой. В средненький такой, не в какой-нибудь мишленовский колосс, но и не в дешевую забегаловку. И подойдет к нам официант или даже официантка. Но если принадлежность к полу может быть разной, в человеческой сущности приносящего нам заказанные блюда можно быть уверенным. Никаких роботов, никаких самодвижущихся тележек. Даже на завалящую пневмодоставку нельзя рассчитывать.
И готовить пищу нам будет вполне себе человеческое существо, и посуду мыть, и полы… Да, да, тут вы меня поймали: роботы-пылесосы таки да существуют, хоть мы и вряд ли встретим их в нашем ресторанчике. Но согласитесь, это совсем не то, что мы представляли себе лет эдак сорок назад.
Но погодите-ка! Официантка (да, пусть будет она, симпатичная девушка с милой улыбкой, мне так больше нравится) подошла к нам не с блокнотиком, а с планшетом! Она принимает заказ, тыкая пальчиком в электронное меню. И крошечный робот, сидящий в этом планшете, заказ примет, обработает и мгновенно передаст своему собрату на кухне. Мало того, он еще и сумму чека посчитает. А человеки уже приготовят еду, разложат по тарелочкам, отнесут гостям, заберут грязные тарелочки, помоют их…
Стоп! Это что же такое получается: физическую работу делают люди, а умственную – роботы? Эй, извозчик, мы явно куда-то не туда свернули!
Я предлагаю все же не начинать пока готовить революцию против зажравшихся роботов. Можно выместить свой гнев на стиральной машине, пнув ее хорошенько пару раз. Все равно через год-другой выйдет из строя, можно и немного ускорить неизбежное. Теперь, когда наш разум снова чист и холоден, еще раз вернемся чуть-чуть назад во времени. На этот раз буквально на несколько лет. Припоминаете, как искусственный интеллект потеснил юристов из банков?
(Ремарка: я буду пользоваться устоявшимся термином «искусственный интеллект», хотя никакого реального искусственного интеллекта еще нет и пока не предвидится.)
Так вот, я тогда подначивал своего племянника, успешного адвоката, вопросом, не боится ли он конкуренции со стороны роботов? Он сверкнул на меня своими очками и с некоторой прохладой в голосе отчеканил, что ни один юрист не потерял свою работу из-за робота и никогда не потеряет.
Ну, это вот «никогда» я спишу на юношеский максимализм (племяннику тогда еще сорока не было), я бы все же ограничился осторожным «в обозримом будущем». Но мысль вполне понятна и без пояснений… хотя племянник без них, конечно же, не обошелся. Он сказал, что лицо, все юридические навыки которого заключаются в умении найти нужный закон в «Консультанте», юристом ни в коем случае не является.
И с этим сложно спорить. Если человек за компьютером выполняет монотонную, однообразную работу по предписанным алгоритмам, без фантазии, без элемента творчества, без необходимости принятия самостоятельных ответственных решений, он в зоне риска в плане вытеснения искусственным интеллектом. Ибо последний справится с такой работой не просто не хуже. Лучше. Точнее. Быстрее.
Но ведь едва ли такую работу можно назвать умственным трудом. То же, к слову, касается и нашего примера в ресторане. Роботы заняты не физическим трудом, но все же и не умственным. Немного отпустило, правда?
И тем не менее… Странной дорогой мы едем, вопросы к извозчику остаются. Масса профессий, требующих физического, не квалифицированного или не особо квалифицированного труда, и не думают заменяться роботами. Или заменяются, но отнюдь не повсеместно. Зато роботы рисуют, пишут стихи, поддерживают беседу…
Тут мы могли бы зайти очень далеко, поэтому я резко ударю по тормозам.
Роботы не рисуют.
Роботы не пишут стихи.
Роботы не поддерживают беседу.