Аутизм — это нарушение развития и одновременно поведенческий паттерн, при котором ребенок взаимодействует с окружающим миром и людьми не так, как типично развивающиеся дети. Диагноз ставится на основе наблюдений психиатров и психологов, подробных интервью с родителями об особенностях поведения ребенка, а также анализа игровых навыков малыша с использованием специальных шкал. Однако никто не может сказать точно, откуда аутизм берется и в каком отделе головного мозга он возникает. Современная наука знает, что у этого нарушения есть генетическая основа, что оно не связано с прививками, но не имеет ответа на вопрос, посредством каких медикаментов можно улучшить социальное взаимодействие ребенка с РАС или устранить такой характерный для аутичных детей симптом, как повторяющееся поведение.
На сегодняшний день нет лекарства, которое бы могло избавить аутичного человека от ключевых дефицитов. И если вам выписывают лекарства со словами «вот попейте это, авось аутизм пройдет», то я бы советовал вам крепко задуматься и искать другого специалиста, который будет назначать медикаменты целевым образом. И, конечно, родители ни в коем случае не должны самостоятельно решать, что следует принимать ребенку, заниматься самолечением и самодиагностикой или менять схему приема лекарств без консультации с психиатром.
В каких случаях медикаменты действительно необходимы?
Медикаменты необходимы, если у ребенка с РАС есть тяжелые нарушения сна, с которыми нельзя справиться поведенческими методами, эпилепсия и судороги, тревожные или обсессивно-компульсивные расстройства (как правило, они встречаются у детей более старшего возраста), психотические расстройства, депрессия. Все эти состояния и заболевания действительно нуждаются в лечении и коррекции.
Но когда лекарства назначаются с целью снизить активность ребенка, сделать его более спокойным, чтобы в детском саду его не ругали, или для того, чтобы повлиять на его речь и навыки социального взаимодействия, то это противоречит всем практикам с доказанной эффективностью. Врачи в России часто выписывают ноотропы, но, к сожалению, их результативность не подтверждается никакими серьезными международными исследованиями. Остается надежда, что они, по крайней мере, безвредны, но даже это мы не можем утверждать с полной уверенностью.
Летом 2021 года Минздрав РФ согласовал новые клинические рекомендации по оказанию помощи пациентам с РАС (вступили в силу летом 2022 года), опирающиеся на методы с доказанной эффективностью и идеи доказательной медицины. Это большой шаг для нашей страны, у нас нечасто бывают поводы для настоящей радости — и вот один из них. Впервые клинические рекомендации разрабатывались группой независимых экспертов, неврологов, психиатров и клинических психологов с официальным статусом, которые хорошо знакомы с международной практикой, ее передовыми, лучшими достижениями. И теперь они доступны для всех специалистов по аутизму в России, что поможет им более грамотно и чутко реагировать на потребности детей и взрослых с РАС.