Найти тему
Толкачев. Истории

Художника Ковалевского принято называть баталистом, но что было его истинной страстью?

Оглавление

Переправа через Дунай. х.м.
Переправа через Дунай. х.м.

О художнике, который переносил на холст самые неуловимые моменты конского бега и поездок на лошадях, сегодня говорят лишь дежурные, казенные слова. А ведь речь идет о художнике с мировым именем – Павле Осиповиче Ковалевском, о художнике, который писал не только искусства ради, а в надежде передать людям свою любовь к лошадям, и, конечно, заботу о них.

Произведения Ковалевского хранятся в разных музеях России, за рубежом и в частных коллекциях. Об их количестве говорит от факт, что только в Музее коневодства в Москве и в Русском музее Санкт-Петербурга собрано более 140 картин маслом, этюдов и рисунков. В Третьяковской галерее имеются 2 большие картины Ковалевского: «Объезд епархии» и «Встреча», в Киевском музее русского искусства – 3 небольших этюда, единично представлен художник в музеях Саратова, Барнаула, Костромы, Рыбинска, Севастополя, Ставрополя, Минска, Тбилиси, в научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

Как научиться любить лошадей?

Сегодня лошади встречаются в нашей жизни сами знаете в каком виде, в основном это изможденные унылые труженицы по катанию детишек от столба до столба.

«Темно-гнедой жеребец», 1867 г. (1890), х., м., 67х85 см.
«Темно-гнедой жеребец», 1867 г. (1890), х., м., 67х85 см.

А жаль. Остается немой вопрос: Как заслужила лошадь такую участь своей многовековой службой человеку?

Биографическая справка из Музея коневодства:

Художник родился в семье профессора Казанского университета, ученого-китаиста О.М. Ковалевского и от природы обладал мягким, добрым характером. Художественное образование получил в Императорской академии художеств под руководством профессора батальной живописи Б.П. Виллевальде, которую окончил в 1871 году. За успехи в учебе был награжден 4 серебряными, Малой и Большой золотыми медалями, пенсионером работал три года в Германии, Австрии, Италии. В 1876 году за картину «Раскопки в Риме» получил звание академика. Эта картина с успехом выставлялась на Всемирных выставках в Париже и Берлине, ее приобрел Александр Третий для Русского музея. В 1881 году Павел Осипович получил звание профессора, а с 1897 года до конца жизни занимал должность руководителя мастерской батальной живописи в Академии художеств. Таким образом, начав свой профессиональный путь из батального класса Академии, Ковалевский завершил его в том же месте.

«Понесли», 1884 г., х., м., 47,5 х 64,5 см.  Музей коневодства
«Понесли», 1884 г., х., м., 47,5 х 64,5 см. Музей коневодства

В чем уникальность одной коллекции...

В Музее коневодства подобралась уникальная коллекция Павла Осиповича Ковалевского, где постоянно экспонируемые сцены дорожной жизни, часто экстремального характера, о чем свидетельствует хотя бы такие названия, как: «Опрокинулись», «Понесли», «Тройка в распутицу», «Тройка в грозу», «Сломалась ось». В экспозиции можно увидеть и отдельные изображения лошадей, но, как правило – это не парадные портреты заводских знаменитостей, а простые рабочие лошади, иной раз с характерными признаками заболеваний – опоя, оглума.

«Опрокинулись», 1887 г., х., м., 57,5х115,6 см. Музей коневодства
«Опрокинулись», 1887 г., х., м., 57,5х115,6 см. Музей коневодства

Можно ли сравнивать Ковалевского с Мейсонье

Знаменитый французский художник-баталист Мейсонье, видимо, в минуту понимания, что проигрывает конкуренцию русскому художнику, сказал так: «В Европе умеют рисовать лошадь два художника – я и русский художник Ковалевский!»

Зная, безграничное самомнение Мейсонье, несложно обнаружить, что у Мейсонье лошади - это в основном бойцы армии Наполеона.

Например, как на этом полотне.

Мейсонье
Мейсонье

Хотя Ковалевский считается баталистом, главной его страстью были все таки лошади. Художник неохотно брался за баталии, зато его жанровые композиции с участием лошадей, которых он изучил в совершенстве, не имеют себе равных в истории конной живописи.

Пейзаж с телегой. х.м. 44,3x58,1 см
Пейзаж с телегой. х.м. 44,3x58,1 см

По песчаной дороге спускается телега. Сидящий на козлах молодой ямщик откинулся назад, с силой натягивая вожжи и сдерживая лошадей. Но видно, сколько жизни, экспрессии вложил художник в лошадей, и насколько обделил сколько-нибудь выигрышными качествами образ ямщика.

Идея Ковалевского

Над своей идеей развития "конной живописи" он неустанно трудился всю жизнь.

Ковалевский отлично понимал, что кроме художественного творчества, нужно проложить , я бы назвал, "дорогу идей и концепций" для будущих поколений зоологов, коневодов, художников-анималистов. До сих пор многочисленные рисунки, этюды и картины мастера, изображающие лошадь во всех мыслимых и немыслимых позах и ракурсах, служат бесценным учебным пособием для художников.

«Лошади у сарая», х., м., 58х87 см.
«Лошади у сарая», х., м., 58х87 см.

У Ковалевского колоссальное количество учебных и подготовительных работ, где неустанное стремление к совершенству в постижении натуры, как людской, так и конной.

«Этюды воинского обмундирования и седловки лейб-гвардии конного полка», х., м.
«Этюды воинского обмундирования и седловки лейб-гвардии конного полка», х., м.

Это этюды маслом отдельных статей лошади, элементов военного обмундирования и конской амуниции; шесть увесистых альбомов с рисунками и 10 отдельных листов графики и акварели. Альбомы включают 1200 рисунков на бумаге свинцовым карандашом, в некоторых случаях с белилами, на самые различные темы.

-9

Парусиновый альбом «Манёвры под Таращей 9-го армейского корпуса с 11 по 26 августа 1894 г» включает 69 рисунков на 29 листах размером 27х34 см. Пять других альбомов в кожаных и коленкоровых переплетах средним размером 50х35 носят названия: «Болгария 1877-1878гг.», «Лошадь с натуры», «Наброски военного быта», «Человеческое тело и пейзаж», «Рисунки с гипса».

Персонажи, какими бы вымышленными или реальными или культовыми они не были, это всего лишь марионетки сюжета. Над ними автор – царь и бог вымышленного им мира. Только от него зависит, как сложится судьба героев — и в какой момент история оборвётся. И только он знает: когда на землю спускается ночь, а луговой мятлик покрывается росой, когда герои доберутся до места назначения и что с ними может случиться. Надеюсь, у нас получилось увидеть глубину идей, таланта и благородных устремлений личности художника, которого совершенно несправедливо величают баталистом.

Ваш канал "Напиши шедевр"