О художнике, который переносил на холст самые неуловимые моменты конского бега и поездок на лошадях, сегодня говорят лишь дежурные, казенные слова. А ведь речь идет о художнике с мировым именем – Павле Осиповиче Ковалевском, о художнике, который писал не только искусства ради, а в надежде передать людям свою любовь к лошадям, и, конечно, заботу о них.
Произведения Ковалевского хранятся в разных музеях России, за рубежом и в частных коллекциях. Об их количестве говорит от факт, что только в Музее коневодства в Москве и в Русском музее Санкт-Петербурга собрано более 140 картин маслом, этюдов и рисунков. В Третьяковской галерее имеются 2 большие картины Ковалевского: «Объезд епархии» и «Встреча», в Киевском музее русского искусства – 3 небольших этюда, единично представлен художник в музеях Саратова, Барнаула, Костромы, Рыбинска, Севастополя, Ставрополя, Минска, Тбилиси, в научно-исследовательском музее Российской академии художеств.
Как научиться любить лошадей?
Сегодня лошади встречаются в нашей жизни сами знаете в каком виде, в основном это изможденные унылые труженицы по катанию детишек от столба до столба.
А жаль. Остается немой вопрос: Как заслужила лошадь такую участь своей многовековой службой человеку?
Биографическая справка из Музея коневодства:
Художник родился в семье профессора Казанского университета, ученого-китаиста О.М. Ковалевского и от природы обладал мягким, добрым характером. Художественное образование получил в Императорской академии художеств под руководством профессора батальной живописи Б.П. Виллевальде, которую окончил в 1871 году. За успехи в учебе был награжден 4 серебряными, Малой и Большой золотыми медалями, пенсионером работал три года в Германии, Австрии, Италии. В 1876 году за картину «Раскопки в Риме» получил звание академика. Эта картина с успехом выставлялась на Всемирных выставках в Париже и Берлине, ее приобрел Александр Третий для Русского музея. В 1881 году Павел Осипович получил звание профессора, а с 1897 года до конца жизни занимал должность руководителя мастерской батальной живописи в Академии художеств. Таким образом, начав свой профессиональный путь из батального класса Академии, Ковалевский завершил его в том же месте.
В чем уникальность одной коллекции...
В Музее коневодства подобралась уникальная коллекция Павла Осиповича Ковалевского, где постоянно экспонируемые сцены дорожной жизни, часто экстремального характера, о чем свидетельствует хотя бы такие названия, как: «Опрокинулись», «Понесли», «Тройка в распутицу», «Тройка в грозу», «Сломалась ось». В экспозиции можно увидеть и отдельные изображения лошадей, но, как правило – это не парадные портреты заводских знаменитостей, а простые рабочие лошади, иной раз с характерными признаками заболеваний – опоя, оглума.
Можно ли сравнивать Ковалевского с Мейсонье
Знаменитый французский художник-баталист Мейсонье, видимо, в минуту понимания, что проигрывает конкуренцию русскому художнику, сказал так: «В Европе умеют рисовать лошадь два художника – я и русский художник Ковалевский!»
Зная, безграничное самомнение Мейсонье, несложно обнаружить, что у Мейсонье лошади - это в основном бойцы армии Наполеона.
Например, как на этом полотне.
Хотя Ковалевский считается баталистом, главной его страстью были все таки лошади. Художник неохотно брался за баталии, зато его жанровые композиции с участием лошадей, которых он изучил в совершенстве, не имеют себе равных в истории конной живописи.
По песчаной дороге спускается телега. Сидящий на козлах молодой ямщик откинулся назад, с силой натягивая вожжи и сдерживая лошадей. Но видно, сколько жизни, экспрессии вложил художник в лошадей, и насколько обделил сколько-нибудь выигрышными качествами образ ямщика.
Идея Ковалевского
Над своей идеей развития "конной живописи" он неустанно трудился всю жизнь.
Ковалевский отлично понимал, что кроме художественного творчества, нужно проложить , я бы назвал, "дорогу идей и концепций" для будущих поколений зоологов, коневодов, художников-анималистов. До сих пор многочисленные рисунки, этюды и картины мастера, изображающие лошадь во всех мыслимых и немыслимых позах и ракурсах, служат бесценным учебным пособием для художников.
У Ковалевского колоссальное количество учебных и подготовительных работ, где неустанное стремление к совершенству в постижении натуры, как людской, так и конной.
Это этюды маслом отдельных статей лошади, элементов военного обмундирования и конской амуниции; шесть увесистых альбомов с рисунками и 10 отдельных листов графики и акварели. Альбомы включают 1200 рисунков на бумаге свинцовым карандашом, в некоторых случаях с белилами, на самые различные темы.
Парусиновый альбом «Манёвры под Таращей 9-го армейского корпуса с 11 по 26 августа 1894 г» включает 69 рисунков на 29 листах размером 27х34 см. Пять других альбомов в кожаных и коленкоровых переплетах средним размером 50х35 носят названия: «Болгария 1877-1878гг.», «Лошадь с натуры», «Наброски военного быта», «Человеческое тело и пейзаж», «Рисунки с гипса».
Персонажи, какими бы вымышленными или реальными или культовыми они не были, это всего лишь марионетки сюжета. Над ними автор – царь и бог вымышленного им мира. Только от него зависит, как сложится судьба героев — и в какой момент история оборвётся. И только он знает: когда на землю спускается ночь, а луговой мятлик покрывается росой, когда герои доберутся до места назначения и что с ними может случиться. Надеюсь, у нас получилось увидеть глубину идей, таланта и благородных устремлений личности художника, которого совершенно несправедливо величают баталистом.