Сегодня вы узнаете, почему многозадачность в буквальном смысле – это иллюзия; почему она пагубно влияет на продуктивность; что на самом деле имеют в виду работодатели, ища в сотрудниках «умение работать в режиме многозадачности»; как формируется вредная привычка отвлекаться по поводу и без; а также какие шаги предпринять, чтобы эффективнее работать и быстрее получать результат.
Темп современной жизни крайне высок: изменения происходят быстро, и на них нужно оперативно реагировать. Для бизнеса умение решать вопросы сразу по мере их поступления является конкурентным преимуществом, поэтому многие работодатели при составлении вакансии включают «многозадачность» в список обязательных требований к соискателям. Однако, если копнуть глубже, становится понятно, что понятие многозадачности используют метафорически, ведь наш мозг не способен равноценно фокусироваться на двух задачах сразу.
Вы можете не согласиться с этим утверждением, оперируя тем, что в обыденной жизни мы с легкостью выполняем сразу несколько дел. Например, можно одновременно говорить по телефону, завязывать шнурки и следить за ребенком. Тем временем это простые действия: они выполняются автоматически и поэтому не требуют подключения высших отделов мозга и повышенной концентрации внимания. Но есть еще и сложные задачи – к ним, как раз, и относятся профессиональные.
Исследование многозадачности, проведенное французскими учеными Сильвеном Шарроном и Этьеном Кошленом в 2010 году продемонстрировало, что при выполнении одной задачи, требующей подключения высших отделов мозга, активизируются оба полушария. При необходимости выполнять два дела, задачи распределяются между полушариями и обрабатываются относительно независимо, но неодинаково интенсивно. Третья же задача и вовсе игнорируется префронтальной корой головного мозга.
Таким образом, браться сразу за два дела и рассчитывать на положительный результат, в принципе, возможно. Однако при этом исследователи отмечают, что разделение двух задач по двум разным полушариям может привносить определенные затруднения в способность человека принимать решения или, к примеру, высказывать свою точку зрения.
Есть и иные ограничения: например, сконцентрировать внимание сразу на двух объектах не получится, поэтому оно неизбежно будет переключаться от одной задачи к другой. Чем более задачи сложны и отличны друг от друга, тем больше времени потребуется на то, чтобы заново вникнуть в суть дела. Соответственно, значительно возрастают временные затраты (чуть позже я расскажу об этом подробнее).
Так чего же ожидают работодатели, когда ищут «многозадачных» сотрудников?
Как вы уже, наверное, поняли, вовсе не умения выполнять сразу несколько дел. В профессиональной среде под работой в режиме многозадачности понимается, прежде всего, умение быстро переключаться, расставлять приоритеты, оперативно реагировать и принимать решения, обучаться, заменять других сотрудников в определенный момент времени. А если говорить о «сухом остатке», то любой работодатель в конечном итоге рассчитывает на высокую эффективность (продуктивность) соискателя.
Иллюзия продуктивности
Занятость, которая не приводит к достижению результата, не имеет с продуктивностью ничего общего.
Если в процессе работы над определенной задачей отвлекаться на почту, рабочие чаты или мелкие поручения, можно почувствовать себя чрезвычайно деятельным. Связано это с тем, что мозг человека эпохи интернета привык к постоянной стимуляции и последующим выбросам дофамина. Чем больше стимулов из внешней среды вы обрабатываете за короткий промежуток времени, чем более работоспособными и продуктивными начинаете себе казаться. Увы, это иллюзия: ощущать себя продуктивным – еще не значит быть им.
Наше внимание включается на полную мощность лишь тогда, когда мы выполняем не более одного дела за раз; во всех остальных случаях внимание переключается между объектами. Если задачи несложные, внимание может переключаться очень быстро, создавая обманчивое впечатление, что мы держим в фокусе сразу 2 дела. Однако, как только речь заходит о не тривиальной задаче, после переключения нам требуется дополнительное время, чтобы сосредоточиться и заново вникнуть в ее суть.
Временные потери напрямую зависят от сложности задачи: у программистов, например, они могут достигать получаса. Таким образом, при работе в режиме переключения на достижение результата уходит суммарно больше времени. И это еще не все издержки:
- Частое переключение сильно перегружает мозг и привносит в работу стресс, что ведет к быстрому выгоранию.
- Ощутимо страдает качество усвоения информации. Так как внимание рассеяно между массой объектов, в памяти сохраняются лишь фрагменты.
Кто везде – тот нигде
Сотрудники Стенфордского университета (Клиффорд Насс, Эяль Офир и Энтони Вагнер) провели исследование, целью которого было выяснить, существует ли что-то, в чем мультитаскеры (люди, выполняющие несколько дел одновременно) более эффективны. Для этого они провели три теста, в котором поучаствовали 100 студентов. Для каждого текста испытуемых разделили на две группы: тех, кто выполняет несколько дел, и тех, кто занимается чем-то одним.
В результате мультитаскеры получили отрицательные результаты абсолютно по всем параметрам, включая:
- способность концентрироваться и отсеивать не относящуюся к делу информацию
- способность хранить и организовывать информацию
- способность переключаться между задачами
Более того, ученые пришли к выводу, что мозг «многозадачников» работает не так хорошо, как мог бы. Люди, которые пытаются заниматься сразу несколькими делами, теряют контроль над потоком информации и в конечном итоге ухудшают свои когнитивные способности.
Многозадачность как привычка
Стремление хвататься сразу за несколько дел может быть порождением привычки.
Как известно, любая устойчивая привычка формируется на основе трех элементов: триггер – действие – награда. Например, вы слышите звук уведомления в ватсап (триггер), незамедлительно проверяете чаты (действие), и в результате чувствуете себя в курсе текущих событий (награда). Или, к примеру, при выполнении сложной или малоприятной задачи (триггер) вы начинаете проверять почту или чаты чаще обычного (действие), и в результате создается иллюзия продуктивности (награда).
Чем чаще повторяется этот цикл, тем быстрее он переходит в область рутинных, и тем сильнее закрепляется соответствующая привычка. На основе триггера, определенного поведения и награды возникает неврологический паттерн. Вы попросту привыкаете хвататься за смартфон или выполнять какие-либо иные действия, получив соответствующий сигнал из внешнего мира.
Является ли такая привычка результатом осознанного выбора? Скорее всего нет. Страдает ли ваша продуктивность от такой привычки? Определенно, да!
С привычками бороться довольно сложно, так как в их основе лежат устойчивые нейронные связи, а при получении «награды» мозг реагирует выбросом дофамина. Этим, в частности, объясняется и тот факт, что, работая в режиме многозадачности, люди нередко испытывают невероятный подъем, а работа кажется гораздо более увлекательной.
Тем не менее, любую вредную привычку можно сломать, а любую хорошую – закрепить.
Лекарство от многозадачности
Чтобы побороть привычку отвлекаться, необходимо постепенно тренировать способность полностью концентрироваться на одной задаче. Прокачивая свое внимание, вы не только сможете игнорировать отвлекающие факторы и быстрее достигать результата. Это также поможет вам при необходимости быстрее переключаться между задачами и глубже погружаться в их решение.
Можно начать с 15-20 минут непрерывной работы, затем сделать небольшой перерыв (5-10 минут), и так – несколько циклов. При попытках мозга отвлечься целенаправленно возвращайте его внимание к выполняемой задаче.
Вы быстрее искорените привычку отвлекаться, если будете практиковать режим однозадачности и в повседневной жизни: например, во время чтения, еды или коммуникации.
Чтение. Определите временной отрезок, который вы готовы посвятить книге и в течение него максимально фокусируйтесь на тексте. При каждом отвлечении осознанным усилием возвращайте внимание к содержанию. Отслеживайте моменты, когда мозг «забеспокоится» и глаза начнут забегать вперед; не поддавайтесь искушению перевернуть страницу раньше, чем вы закончите ее читать.
Процесс приема пищи. Уберите все лишнее (смартфон, телевизор, книгу) и сосредоточьте внимание только на еде – ее аромате, текстуре и тщательном пережевывании. Кстати, это не только прокачает вашу способность концентрироваться, но и обеспечит здоровье пищеварительной системе.
Коммуникация, а точнее – активное слушание. Создайте условия для того, чтобы максимально сосредоточиться на разговоре (как минимум, уберите смартфон). Направляя все внимание на собеседника, вы не только учитесь концентрации, но и улучшаете отношения с окружающими: активное слушание исключает риски недопониманий, делает коммуникацию более содержательной и крайне импонирует вашему собеседнику:)
Еще один прекрасный инструмент для тренировки внимания – медитация. Эта практика определенно заслуживает освоения и некоторого вашего времени каждый день.
О медитации можно говорить много, она имеет массу бонусов, поэтому я оставлю эту тему для одной из следующих публикаций.
Еще раз напоминаю, что ключевой момент любого из этих приемов – осознанное возвращение внимания к выполняемой задаче. Со временем вы научитесь контролировать его и не допускать самовольного переключения.
Желаю успехов!
(с)Валя Рейстар
Подписывайтесь на мой канал, если хотите узнать больше о продуктивности и инструментах саморазвития.
#продуктивность #саморазвитие #личнаяэффективность #многодазачность #мультитаскинг