Шарль Кюссен не стал победителем чемпионата канала «Живопись». Это правда. Однако, именно его неординарный «вавилонский» сюжет стал главным открытием чемпионата. Истинным украшением и основным источником интриги соревнования картин. И это тоже правда.
Да, я обещала Вам написать статью о чемпионе. Но право слово! О младшем Брейгеле, чья картина (предсказуемо) стала лучшей по итогам голосования, Вам расскажет всякий компетентный искусствовед. Расскажет пространно и красочно. А вот достойного повода поговорить с Вами о Кюссене (которого я ранее, на аглицкий манер, называла Чарльзом Гуссеном, в чём ныне публично раскаиваюсь) может и не представиться. И вообще, «Живопись» — это мой колодец канал! Могу я в кои веки позволить себе каприз на собственном ресурсе? Могу ведь? 😊
Теперь, когда с объяснениями и оправданиями покончено, переходим непосредственно к теме статьи. И первым делом отмечаем факт: что-то-нибудь существенное о творчестве Кюссена могут сказать не только лишь все. Мало кто (даже из действующих экспертов) знаком с этой исторической фигурой. Что весьма предсказуемо. Ибо общедоступные справочники и популярные лекторы громко молчат о судьбе и достижениях этого художника. Тех же, кто решится приподнять завесу времени над секретами его судьбы, ждёт путешествие в подземное царство аллергии. То бишь в пыльные архивы, содержащие копии протоколов заседаний директората королевской Академии, а также сведения о переписке современников, упоминавших о творческих успехах и неудачах мастера. О том, например, как юный Шарль Кюссен, один из самых многообещающих студентов королевской академии, регулярно испытывал финансовые затруднения. О том, как участие в ученических конкурсах-выставках, где наш герой неизменно оказывался в числе фаворитов, приносило ему не только моральное удовлетворение и славу, но и жизненно необходимую стипендию. Подобно большинству соотечественников, связавших жизнь с изобразительным искусством, он мечтал отправиться на стажировку в Рим. Но долгое время не мог. По причине всё того же безденежья. И это — заметьте, дорогой читатель! — во времена правления Людовика XIV, известного покровителя людей искусства!
О чём это нам с Вами говорит? Правильно! О факте низкого происхождения живописца — раз, и о слишком независимой манере его поведения — два. Да, замечательные навыки рисовальщика, выразительная простота композиций и кропотливая работа со светом и тенью принесли его работам известную популярность в узкопрофессиональной среде. Но большие и выгодные заказы всё равно обходили художника стороной. Даже несмотря на высокий профессионализм. Даже несмотря на на благорасположение маэстро Луи де Булонь-Младшего, у которого наш герой (опять же, судя по косвенным упоминаниям в чужой переписке) числился в любимых учениках...
Об итальянском периоде творчества Кюссена сказать что-либо определённое не представляется возможным. Слишком мало надёжных данных. Ещё меньше получится рассказать о том, почему наш герой «завязал» с живописью. Просто в какой-то момент перестали появляться новые полотна с его подписью. А ранее назначенное королевское содержание (в размере двух пистолей в месяц) было официально отменено.
Почему так случилось? Никто не скажет точно. Боюсь, нашего героя попросту не стало. Возможно, художник пал жертвой августейших «разборок» Бурбонов и Габсбургов, грызшихся в ту пору за испанское наследство. И сложил буйну голову где-нибудь во Фландрии. При непосредственном «содействии» солдат принца Савойского... Мне попросту не верится, что один из лучших классицистов поколения взял да и бросил писать картины. И начал новую, никак не связанную с живописью карьеру, не оставив более ни единого наброска. Ни единого эскиза...
Вавилонская башня — это явно одна из ранних, студенческих работ Кюссена. По крайней мере её композиция, столь нехарактерная для французской школы XVII века, ясно говорит нам об этом. В ней много «воздуха», но также много горизонталей (и выраженных поперечных диагоналей). Погоня за чередующимися планами заставила автора максимально расширить пространство композиции, отчего вышеупомянутые горизонтали вышли слишком мощными. Слишком доминирующими над теряющимися на их фоне человеческими фигурками.
Сама земля будто бы вздымается навстречу основанию башни, образуя склон, круто уходящий наверх. Группу центральных персонажей окатывает волна яркого света, и от этого прочие герои и объекты картины ещё сильнее погружаются в полумрак. Самые яркие тона и сильные контрасты (опять же) достались центральным человеческим фигурам. Так что все иные действующие лица, начиная с «верблюдожирафа» (художник явно не видел ни жирафа, ни верблюда своими глазами, и потому изображал экзотику как умел) и далее по мере удаления от зрителя вышли немного мистическими. Потусторонне- эфемерными.
По мере работы над картиной Кюссен стал осознавать допущенные промахи. Но вместо того, чтобы уподобиться своим коллегам-классицистам и броситься возвращать полотно на рельсы первоначального замысла, он стал приводить все свои огрехи к общему знаменателю. Аккуратно, деликатно, умно. Стал «мирить» правдоподобное с эффектным, а монументальное — с пластичным.
Его идея, кажущаяся сегодня крайне простой, четыре сотни лет назад вполне тянула на революционную! Гармонизируясь «изнутри», превращаясь из псевдоисторической зарисовки в чудесную живописную метафору, картина обретала эклектичность. А яркое впечатление от знакомства с персонажами переднего плана всё более дополнялось и насыщалось эмоциями, получаемыми зрителем от исследования загадочных, мерцающих, дрейфующих «глубин» её композиции! Знаменитая Вавилонская башня сдавала полномочия главной героине работы, становясь её нарративным фоном. Смысловой акцент авторского послания смещался с каменного колосса на его строителей. Поучительная басня становилась живописной былью. Миф оживал! В конце концов пред глазами аудитории предстала картина, чья первичная репрезентация явно контрастировала с конечным впечатлением. Да, это вышло во многом случайно и интуитивно. Но ведь вышло же!
А ещё на этой картине спрятан автопортрет месье Шарля Кюссена. Интересно, дорогой читатель, сумеете ли Вы угадать, кто из представленных героев полотна получил облик мастера? Подсказка: присмотритесь к одежде 😊. Вот такой у нас с Вами получился экскурс в историю создания этого удивительного полотна. Мне остаётся лишь поблагодарить Вас за участие в чемпионате канала и пожелать приятного просмотра.
Автор: Лёля Городная. Наш Телеграм