В музыкальном шедевре SOS группы ABBA упоминается сигнал бедствия, который многими до сих пор неправильно интерпретируется. А поскольку бедствие на море – это очень серьезно, давайте расставим точки над i или точнее, точки и тире на свои места.
На заре развития радиосвязи оборудование работало только в режиме радиотелеграфа, то есть сообщения передавались последовательностями точек и тире с помощью ключа азбукой Морзе.
Понятно, что таким мудреным способом передавать сообщения было долго и ненадежно, поэтому радисты стали использовать сокращения и коды. Все они были разными в Германии, Италии, США и назрела необходимость их унифицировать. В начале XX века, а именно в 1906 году на 2-й международной радиотелеграфной конференции, где присутствовали представители 29 стран, состоялись горячие споры, какой код принять как международный сигнал бедствия. Предлагались итальянский CQD, NC из Международного свода сигналов,
но в результате был принят немецкий дополнительный сигнал «Notzeichen», состоявший из трех точек, трех тире и трех точек, подаваемый без какого-либо межбуквенного интервала. По сути он является одной буквой.
Таким образом распространенная аббревиатура – SOS, как и ее расшифровки Save Our Souls, Stop Other Signals являются неочевидными, так как в азбуке Морзе можно разложить этот сигнал на EEETTTEEE или VTB и еще много вариантов.
В то же время начала активно внедряться в практику и радиотелефонная связь, позволяющая на основе модуляции передавать и принимать человеческую речь, что представляло из себя несомненное удобство. Но люди со времен Вавилонской башни говорят на разных языках, а если даже на одном, то зачастую очень по-разному. Поэтому, и здесь потребовались международные кодовые слова.
В 1923 году старший радист авиалинии Лондон – Париж Фредерик Мокфорд предложил использовать как сигнал бедствия словосочетание MAYDAY, как приблизительную транскрипцию французского m'aidez – «помогите мне».
В результате MAYDAY прижился как в авиации, так и в мореплавании, вошел в международные регламенты радиосвязи именно как голосовое сообщение бедствия, применяемое до сих пор, а вот SOS с уходом в прошлое радиотелеграфа, стал достоянием искусства.
Владимир Высоцкий, ABBA, Modern Talking, Sting и многие другие использовали эту аббревиатуру в своих песнях, а группа Metallica – ритмическую структуру в песне Cyanid.