Найти тему

Группа "Гутай": радикальное художественное движение, потрясшее Японию в 1950-е

Их творчество включало в себя живопись, перформансы и хэппенинги — во многом схожие с авангардным искусством в Европе — но во второй половине XX века они остались практически неизвестными на Западе.

Кадзуо Сирага. Dozo ohairi kudasai (Пожалуйста, входите). 1955. Экспериментальная выставка современного искусства под открытым небом, призванная бросить вызов летнему солнцу (1-я выставка под открытым небом "Гутай").
Кадзуо Сирага. Dozo ohairi kudasai (Пожалуйста, входите). 1955. Экспериментальная выставка современного искусства под открытым небом, призванная бросить вызов летнему солнцу (1-я выставка под открытым небом "Гутай").

Под руководством художника и миллионера Дзиро Йосихары, специализирующегося на пищевых маслах, в 1954 году в потрясенной войной Японии, стремившейся восстановить свою культуру, была основана Художественная ассоциация Гутай (Gutai Bijutsu Kyokai). Стремясь вырваться из оков мейнстрима и традиционных стилей искусства в погоне за подлинной оригинальностью, распространяющейся по всему миру, группа начала свой путь с собственного названия: соединив слова "гу", означающее "инструмент", и "тай", означающее "тело". Название четко отражало целеустремленные отношения двадцати художников между телом и материей, где тело использовалось как средство, а материя представляла собой художественный материал. Группа Гутай сделала ставку на свободу самовыражения, создавая искусство, какого еще никогда не было, соединяя весь мир в едином "коллективном духе индивидуальности", где принципы общественного сознания имели решающее значение, но при этом поощрялись и уступали место индивидуальным путям. Вдохновением для этого послужил девиз Дзиро Йосихары — "Никогда не подражайте другим: создавайте то, чего никогда не существовало прежде".

В группу “Гутай” изначально входило около 20 молодых художников, которых собрал в городке Ашия, недалеко от Осаки, Дзиро Йосихара. Они стремились заполнить культурную пустоту, образовавшуюся в результате жестокостей Второй мировой войны и последствий взрыва атомной бомбы.

Кадзуо Сирага. «Вызов грязи» (1955)
Кадзуо Сирага. «Вызов грязи» (1955)

Благодаря тому, что Япония получила возможность общаться и обмениваться культурой со своими новыми союзниками в Америке и Европе, группа Гутай нашла возможность выйти на более широкую аудиторию. В 1958 году в Нью-Йорке галерея Марты Джексон провела выставку, посвященную их искусству, в которой приняли участие некоторые из величайших художников движения. Возможно, самым известным среди них был Кадзуо Сирага, чьи "картины ногами" и культовый перформанс 1955 года "Вызов грязи" (в котором художник полуголый боролся в бассейне с грязью, цементом, глиной, гравием, а затем подвесил себя на веревке над холстом, чтобы рисовать ногами) являются одними из самых известных среди художников Гутай. Они считали процесс создания столь же важным, как и сам результат, а своей целью ставили слияние человеческих качеств и свойств материала в единственном в своем роде взаимодействии. Поэтому группа Гутай экспериментировала со многими средствами, включая краски, кино, перформансы, звук, свет, а также использовала нетрадиционные материалы, такие как бумага, которую можно увидеть в работах Сабуро Мураками, или сигнальные колокольчики и лампочки, представленные, например, Ацуко Танака.

В конце 1950-х годов Йосихара решил сместить фокус внимания группы на Art Informel, высокожестикулятивный стиль импровизированного абстрактного экспрессионизма, который отстаивал французский критик и один из сторонников Гутай Мишель Тапие.

Инсталляция для выставки "Гутаи" в музее Гуггенхайма, 2012 год
Инсталляция для выставки "Гутаи" в музее Гуггенхайма, 2012 год

В период с 1962 по 1972 год численность группы выросла до 50 человек, а в Осаке было основано помещение, посвященное их творчеству, под названием "Пинакотека Гутаи" ("Gutai pinacoteca"). Помимо выставок группы Гутай, в галерее проходили выставки таких международных художников, как Лючио Фонтана, Джузеппе Капогросси и Сэм Фрэнсис. Ее также посещали художники Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг, музыкант Джон Кейдж и другие известные личности.

Gutai pinacoteca
Gutai pinacoteca

В течение этого десятилетия внимание группы Гутай также вновь сместилось, на этот раз в сторону мультимедийного искусства. Они коллективно установили торговый автомат в одном из универмагов Осаки, где посетители могли приобрести произведения искусства, созданные художником, сидящим внутри этой конструкции, тем самым превращая пассивный акт просмотра искусства во взаимодействие.

Торговый автомат Gutai Card Box был создан как способ распространения произведений искусства не только среди членов организации, но и среди широкой публики, и был установлен на 11-й художественной выставке группы Гутай, проходившей в универмаге Namba Takashimaya в Осаке в 1962 году. Несмотря на то, что объект был выполнен в форме торгового автомата, это было не механическое устройство, а художник создавал работу внутри кабины и затем ее передавал покупателю.
Торговый автомат Gutai Card Box был создан как способ распространения произведений искусства не только среди членов организации, но и среди широкой публики, и был установлен на 11-й художественной выставке группы Гутай, проходившей в универмаге Namba Takashimaya в Осаке в 1962 году. Несмотря на то, что объект был выполнен в форме торгового автомата, это было не механическое устройство, а художник создавал работу внутри кабины и затем ее передавал покупателю.

Но главное достижение группы произошло в 1970 году, когда их попросили принять участие в японской Всемирной выставке в Осаке. Там они поставили хореографическую церемонию, включавшую в себя людей, левитирующих на огромных воздушных шарах, и пожарную машину, пускающую мыльные пузыри. Однако выставка предрешила гибель группы. Многие из ее основных деятелей вскоре ушли из группы, а некоторые молодые художники разочаровались в ее практике. В конце концов, движение прекратило свое существование в 1972 году после смерти Йошихары.

EXPO '70, Осака. Фестиваль искусства Гутай на Фестивальной площади ярмарки
EXPO '70, Осака. Фестиваль искусства Гутай на Фестивальной площади ярмарки

Несмотря на то, что члены группы Гутай создавали смелые работы, создающие мосты между искусством, телом, пространством и временем, их творчество оставалось в безвестности за пределами Японии в течение 40 лет.

Благодаря новой волне ученых и кураторов они теперь признаны как создатели долговременного наследия, которое на первом этапе предвосхитило Арте Повера и Флюксус, а на втором — концептуальное искусство, разделяющее стремление Гутаи трансформировать и переосмыслить искусство.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Пища для размышлений: произведения искусства, которые были созданы, чтобы быть съеденными

Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами

Скрытые шутки в голландских произведениях искусства

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗