Их творчество включало в себя живопись, перформансы и хэппенинги — во многом схожие с авангардным искусством в Европе — но во второй половине XX века они остались практически неизвестными на Западе.
Под руководством художника и миллионера Дзиро Йосихары, специализирующегося на пищевых маслах, в 1954 году в потрясенной войной Японии, стремившейся восстановить свою культуру, была основана Художественная ассоциация Гутай (Gutai Bijutsu Kyokai). Стремясь вырваться из оков мейнстрима и традиционных стилей искусства в погоне за подлинной оригинальностью, распространяющейся по всему миру, группа начала свой путь с собственного названия: соединив слова "гу", означающее "инструмент", и "тай", означающее "тело". Название четко отражало целеустремленные отношения двадцати художников между телом и материей, где тело использовалось как средство, а материя представляла собой художественный материал. Группа Гутай сделала ставку на свободу самовыражения, создавая искусство, какого еще никогда не было, соединяя весь мир в едином "коллективном духе индивидуальности", где принципы общественного сознания имели решающее значение, но при этом поощрялись и уступали место индивидуальным путям. Вдохновением для этого послужил девиз Дзиро Йосихары — "Никогда не подражайте другим: создавайте то, чего никогда не существовало прежде".
В группу “Гутай” изначально входило около 20 молодых художников, которых собрал в городке Ашия, недалеко от Осаки, Дзиро Йосихара. Они стремились заполнить культурную пустоту, образовавшуюся в результате жестокостей Второй мировой войны и последствий взрыва атомной бомбы.
Благодаря тому, что Япония получила возможность общаться и обмениваться культурой со своими новыми союзниками в Америке и Европе, группа Гутай нашла возможность выйти на более широкую аудиторию. В 1958 году в Нью-Йорке галерея Марты Джексон провела выставку, посвященную их искусству, в которой приняли участие некоторые из величайших художников движения. Возможно, самым известным среди них был Кадзуо Сирага, чьи "картины ногами" и культовый перформанс 1955 года "Вызов грязи" (в котором художник полуголый боролся в бассейне с грязью, цементом, глиной, гравием, а затем подвесил себя на веревке над холстом, чтобы рисовать ногами) являются одними из самых известных среди художников Гутай. Они считали процесс создания столь же важным, как и сам результат, а своей целью ставили слияние человеческих качеств и свойств материала в единственном в своем роде взаимодействии. Поэтому группа Гутай экспериментировала со многими средствами, включая краски, кино, перформансы, звук, свет, а также использовала нетрадиционные материалы, такие как бумага, которую можно увидеть в работах Сабуро Мураками, или сигнальные колокольчики и лампочки, представленные, например, Ацуко Танака.
В конце 1950-х годов Йосихара решил сместить фокус внимания группы на Art Informel, высокожестикулятивный стиль импровизированного абстрактного экспрессионизма, который отстаивал французский критик и один из сторонников Гутай Мишель Тапие.
В период с 1962 по 1972 год численность группы выросла до 50 человек, а в Осаке было основано помещение, посвященное их творчеству, под названием "Пинакотека Гутаи" ("Gutai pinacoteca"). Помимо выставок группы Гутай, в галерее проходили выставки таких международных художников, как Лючио Фонтана, Джузеппе Капогросси и Сэм Фрэнсис. Ее также посещали художники Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг, музыкант Джон Кейдж и другие известные личности.
В течение этого десятилетия внимание группы Гутай также вновь сместилось, на этот раз в сторону мультимедийного искусства. Они коллективно установили торговый автомат в одном из универмагов Осаки, где посетители могли приобрести произведения искусства, созданные художником, сидящим внутри этой конструкции, тем самым превращая пассивный акт просмотра искусства во взаимодействие.
Но главное достижение группы произошло в 1970 году, когда их попросили принять участие в японской Всемирной выставке в Осаке. Там они поставили хореографическую церемонию, включавшую в себя людей, левитирующих на огромных воздушных шарах, и пожарную машину, пускающую мыльные пузыри. Однако выставка предрешила гибель группы. Многие из ее основных деятелей вскоре ушли из группы, а некоторые молодые художники разочаровались в ее практике. В конце концов, движение прекратило свое существование в 1972 году после смерти Йошихары.
Несмотря на то, что члены группы Гутай создавали смелые работы, создающие мосты между искусством, телом, пространством и временем, их творчество оставалось в безвестности за пределами Японии в течение 40 лет.
Благодаря новой волне ученых и кураторов они теперь признаны как создатели долговременного наследия, которое на первом этапе предвосхитило Арте Повера и Флюксус, а на втором — концептуальное искусство, разделяющее стремление Гутаи трансформировать и переосмыслить искусство.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• Пища для размышлений: произведения искусства, которые были созданы, чтобы быть съеденными
• Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами
• Скрытые шутки в голландских произведениях искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗