Найти тему
Ментальное здоровье

ЗПР. Память. Часть 15

В предыдущих статьях сознательно не раскрывала особенности памяти сына, потому что их трудно описать одним-двумя предложениями. 

Будучи гуманитарием до мозга костей, я всегда любила книги. С рождением сына детские книги в их современном изобилии, разнообразии и доступности открыли для меня совершенно новые горизонты чтения.

Я начала создавать традицию чтения перед дневным и ночным сном примерно с 8 месяцев, когда ребенок уверенно сидел, увлеченно рассматривал, рвал, мял и ел книги 😅

Про детские книги будет отдельная статья, поэтому вдаваться в подробности приучения к чтению я пока не буду. Посчитала нужным упомянуть их как вероятную предпосылку к формированию хорошей памяти. 

Мы стали обращать внимание на хорошую память примерно после 2 лет (задолго до обнаружения задержки развития). В чем заключались особенности памяти ребенка?

🖇️ Хорошо запоминал маршруты пеших прогулок или поездок на машине.

🖇️ Запоминал имена людей, даже сложнопроизносимые, даже с отчествами.

🖇️ Запоминал названия книг, мультфильмов, героев.

🖇️ Ближе к 3 годам стал запоминать тексты понравившихся ему песен. У дедушки в машине услышал песни группы «Ласковый май», после чего мы их выучили всей семьей и знали/пели еще ближайшие пару лет 🫣😁

🖇️ Также около 3 лет стал хорошо воспроизводить наизусть четверостишия и целые стихи.

🖇️Быстро выучил все интересные ему названия торговых марок. В особенности телефонов, планшетов, телевизоров🫢

🖇️Начал испытывать нежные чувства к советскому и российскому автопрому и к 3 годам мог легко перечислить все модели, начиная от «копейки» до Лады X-Ray. За последние несколько лет игрушечный автопарк этих отечественных моделей разросся до невероятных размеров. И Леонид помнит, как ему досталась каждая из машин (кто подарил, в каком магазине купили)🫢

🖇️После 3 лет началась особая любовь к адресам, а именно номерам квартир. Помнит не только номера квартир, в которых жили мы и наши близкие родственники, но и людей, у которых бывали от силы один раз.

🖇️В детском саду запоминает имена всех работников, включая медперсонал, заведующую, и родителей/бабушек/дедушек других детей🙄. И любит коммуницировать со всеми этими людьми😁 Доходит до смешного, когда неизвестные мне люди в саду или на его территории здороваются со мной и Лёней и начинают спрашивать, как у него дела. 

Стоит ли говорить, что при такой хорошей детской памяти несведущим родителям трудно было вычленить какие-то проблемы и отставания в развитии.

Впоследствие на каждом приеме у профильных специалистов нас спрашивали об успехах, достижениях, формировании новых навыков. На вопрос «улучшается ли память?» я нервно хихикала и предлагала Леониду процитировать «Дядю Степу» доктору целиком. 

По мере роста, развития, в результате занятий память, безусловно, тоже улучшалась. К 5-6 годам запомнил весь алфавит и цифры. Даром что ли мама-переводчик🤓 — знает много слов на английском (счет, цвета, животные, дни недели, фрукты/овощи). 

Изучая феномен хорошей памяти при общей задержке психического и речевого развития, конечно же я не могла не наткнуться на множество статей с утверждением, что хорошая память при таких проблемах — признак аутизма. 

В диагностировании заболеваний и их особенностей я, безусловно, доверяю только врачам, специалистам по коррекционно-педагогической работе и реабилитации, которые аутизм не видят. Эпиактивность добавила в нашу без того невеселую бочку меда ложку аутистических черт, которые, благо, хорошо поддаются коррекции. 

А хорошая память пусть остаётся. Так и быть. Пригодится 😁🙌🏻