Татьяна Шатерникова приехала в Заозёрный два года назад и очень быстро заявила о себе.
Атмосфера детства
Татьяна выросла в певческой среде. Были музыкально одарены папа, мама, их родители. Дедушка Иван Максимович Синицкий по маминой линии играл на гармошке. Дедушка с бабушкой по папиной линии жили в Заозёрном.
Андрей Васильевич Молчанов работал на железной дороге, Татьяна Ивановна – на слюдяной фабрике. Музыка не стала их профессией, но была неотъемлемой частью жизни. Бабушка с сестрой Валентиной пели на сцене Дома культуры Заозёрновской слюдяной фабрики со дня его открытия. Песни, пляски, игра на музыкальных инструментах сопровождали семейные праздники. Таня с младшей сестрой Леной росли в творческой атмосфере. С раннего возраста, как было принято в те годы, детей ставили на табуретку и просили рассказать стихотворение. В семь лет старшую отдали в танцевальный кружок, в восемь – музыкальную школу. А ещё она очень любила сочинять различные истории, перед сном их рассказывала младшей сестре.
Семья жила в Лесосибирске, куда теплотехников маму с папой направили по распределению. В Заозёрный девочек привозили на каникулы. И вот тут старшая внучка давала полный выход фантазии и способностям. У бабушки был заветный шкаф, в котором хранилось много красивых нарядов, туфли на каблуках. Всё это Татьяна Ивановна разрешала использовать для спектаклей. У девочек всё было по-настоящему: занавес, билеты. Приходили соседи, подружки. Сценарий полностью был на Татьяне. Сёстры пели, танцевали, рассказывали стихи, показывали сценки.
А мечтала Татьяна стать балериной. В Лесосибирске она занималась в детском танцевальном ансамбле «Радость». Им руководила хореограф Надежда Григорьевна Киселёва. Ансамбль ездил на различные конкурсы, фестивали, занимал призовые места. После третьего класса несколько девочек, в их числе и Татьяна, поехали в Красноярск поступать в хореографическое училище. Татьяну приняли: хорошая растяжка, гибкость, подъём и выворотность стопы. Но родителям не понравились бытовые условия интерната, где их ребёнок должен был жить. Они забрали документы. Так детская мечта не стала реальностью. Появилась другая – стать хореографом.
«Готовый ребёнок»
И это получилось. Правда, тут повзрослевшей пятнадцатилетней девчонке пришлось проявить настойчивость и твёрдость характера. После окончания девяти классов преподаватель по игре на фортепьяно обратила её внимание на объявление о наборе студентов в Абаканское музыкальное училище. Педагог предлагала своей успешной ученице поступить на инструментальное исполнительство. Но взгляд Татьяны остановился на другой специальности – хореографическое творчество.
Вот как она вспоминает свои решительные действия навстречу мечте: «Я пришла домой и положила газету на видное место, а сама начала собирать чемодан. Мама прочитала объявление, но мои действия не восприняла всерьёз. Я прошла медосмотр, забрала в школе документы, собрала форму, учебники для сдачи экзаменов и потребовала, чтобы меня отвезли на вокзал. По-прежнему скептически относясь к затее, отец всё же усадил меня в люльку мотоцикла и доставил к поезду».
У Татьяны были хорошие отметки в аттестате, поэтому нужно было сдать только хореографию. Увидев её в зале в танцевальной форме: черном купальнике, юбочке, балетках, – кто-то из экзаменаторов произнес: «Готовый ребёнок». Исполненные ею русский народный танец и тарантелла подтвердили это.
С присущей ей неуёмной энергией Татьяна уже на первом курсе начала работать в Абаканском Доме культуры. Здесь она получила уникальный опыт постановок на немецком с ребятами, которые осваивали этот язык.
Вернувшись в Лесосибирск после окончания училища, девушка устроилась по специальности. Правда, вскоре пришлось переехать в город Бородино.
Неиссякаемый поток идей
Её отца пригласили на работу на Бородинский разрез. Вместе с ним поехала и семья. Дипломированного хореографа приняли на работу в Бородинский Дворец культуры «Угольщик» заведующей отделом культурно-досуговой деятельности. Татьяна создала хореографический коллектив «Империя», в который вошли старшеклассники, молодые люди, работающие на разрезе. Вот тут специалист развернулась. Она со своим коллективом не просто давала концерты, а устраивала настоящие шоу. Сделать их стильными, яркими помогала Ольга Жданова. Высококлассный парикмахер вносила в номера свои креативные нотки. Шоу проходили на ура при полных залах. Татьяна предложила фольклорному ансамблю «Красна Русь» дополнить песенные номера танцами и сама готовила их. Пробовала себя в роли ведущей. Хотелось большего. Тогда она поступила в Восточно-Сибирский государственный институт культуры в Улан-Удэ на кафедру режиссуры эстрады и театрализованных представлений.
Когда Екатерина Валентиновна Сотникова, возглавляющая ДК «Угольщик», была назначена начальником отдела культуры города, она пригласила директором ДК Татьяну. Это, конечно, уже совсем другая работа: организационная, с документами. Но практика, опыт, знания уже накоплены. Главное – был неиссякаемый поток идей.
Так Татьяна устроена, что ей всегда хочется чего-то нового. Достигнув определённого уровня, она стремится покорить следующую вершину. За Бородино последовал Красноярск. Здесь Татьяна возглавила Государственный центр народного творчества Красноярского края. Организация фестивалей «Мир Сибири», «Высоцкий и Сибирь», множества других краевых конкурсов стало её делом. «Было безумно интересно, – вспоминает моя собеседница. – Это творчество другого масштаба, серьёзный менеджмент. Но мне не хватало сцены». Через три года, когда ей предложили должность заместителя директора по творческой работе Дома офицеров, она согласилась. Теперь объектом её внимания стали патриотические клубные формирования. В то время уже появилась юнармия. О масштабе работы говорят фестивали: «Мой край – моё Отечество», «Афганский ветер», кадетский бал. Здесь, как никогда, были востребованы режиссёрские навыки.
На одном из вечеров состоялась судьбоносная встреча Татьяны с Олегом Нагимовым, ветераном афганской войны. С тех пор они идут вместе по жизни, являясь очень красивой и творческой парой.
Так рождаются сюжеты
Переехать в Заозёрный Татьяна с Олегом приняли решение по семейным обстоятельствам к той самой бабушке Татьяне Ивановне. Ей был 91 год. Хоть она и обслуживала себя сама, достаточно живо передвигалась, но совсем плохо стала видеть. Поселились в её доме. Олег сделал пристройку, поправил надворные строения.
У Татьяны есть взрослая дочь Анастасия. Она окончила Томский институт искусств и культуры, живёт и работает спортивным тренером в Санкт-Петербурге. В детстве она серьёзно занималась в цирковой студии «Балаганчик» и нашла себя в акробатике на полотнах. Мать гордится дочерью.
Я не была знакома с моей героиней в предыдущие годы. Наблюдая за её деятельностью в последние два, понимаю секрет успеха. Она технична и грамотна. Но не это главное. Татьяна отдаётся своему делу без остатка, вкладывая в него все душевные силы, растворяется в профессии и зрителях. Она всегда стремится к сверхзадаче – заложить зерно в сердце человека. Для неё важно, чтобы с любого мероприятия зритель не просто ушёл, а поразмышлял над услышанным и увиденным.
Она не любит шаблонных сценариев, пишет сама, исходя из конкретной задачи и темы. Чаще они выходят у неё рукописными. Татьяна выдаёт причину: «Ночью вскакиваю и понимаю, что пошли мысли. Хватаю лист бумаги, ручку и записываю. Утром перечитываю, корректирую. Основа готова». Так рождаются эксклюзивные сюжеты.
В городском Доме культуры Татьяна работает в паре с режиссёром массовых мероприятий Антониной Зиминой. «Мы даже одновременно об одном и том же думаем», – делится она своим наблюдением. Это говорит о том, что у девушек полное взаимопонимание, они родственные души. Идеальная ситуация для комфортной работы на высоком уровне. Как раз это и отмечают зрители. Пусть он сохранится на многие годы.
Галина ТЕРЕХОВА
Фото из семейного альбома