Найти тему

Продолжим наше «исследование» вопроса автоматизации.

Космос. Что может быть более неблагожелательным человеческому организму. Куча вредных или даже смертельных факторов – радиация, невесомость, ограниченное пространство, отсутствие возможности вернуться на Землю, огромные расстояния и время на их покорение, существенные затраты на формирование жизненной среды.

Логично возникает вопрос «а зачем человек в космосе?». А низачем. Не нужен он там. Освоение космического пространства, это как раз тот процесс, который ни по одному из параметров не использует эффективность человека относительно автомата.

Рассмотрим требования к космическим миссиям:

· безопасность – как уже было сказано при создании безопасной среды для человека потребуются фантастические затраты, для автомата безопасность как требование не является определяющим;

· надежность – вытекает из предыдущего, конечно надежность автомату важна (ибо любая космическая миссия процесс штучный), однако в случае автомата надежность становится требованием, которое можно рассматривать наряду с другими (стоимость, время подготовки и т.д.), а вот для человека в космосе это безусловное требование;

· сложность – человек хоть и звучит гордо, но по сути очень нежное существо. Обеспечение его нахождения в космосе требует разработки и задействования таких систем (воздух, вода, пища, туалет наконец), которые в случае автоматических миссий и не снились разработчикам. При этом все системы должны соответствовать критериям надежности и безопасности, а это дополнительная масса.

И вот тут мы подходим к самому существенному ограничительному фактору:

· эффективность затрат – не секрет (тем, кто учил в школе физику не за страх, а за совесть), что мы живем на дне гравитационного колодца. Чтобы забросить груз на орбиту Земли, или даже не дай Бог в далекий космос, требуются огромные затраты, от 10 до 20 тысяч долларов за килограмм (в зависимости от параметров орбиты). Вопрос, для чего везти 100 кг. человека и пятидесятикратный вес оборудования к этому человеку, если можно отвезти небольшого робота?

Для простой доставки (и потом возвращения) одного человека на Марс необходимо «поднять» с Земли не менее 200 тонн. Это примерно сто потенциальных автоматических станций – покорителей Марса.

Первый в мире планетоход «Луноход-1», СССР, 1970 г.
Первый в мире планетоход «Луноход-1», СССР, 1970 г.

И теперь самое главное. Тащу вишню на торт скептицизма, изложенного выше. Человек не сможет использовать в космосе свою уникальность! Ибо человек ограничен функциями оборудования, находящегося вокруг него! К сожалению так. Не будет сказки, если возникнет непрогнозируемая ситуация вероятность неблагоприятного исхода (гибели пилотируемой миссии) ненамного ниже вероятности гибели автомата.

Теперь, напитавшись позицией автора, каждый из читателей может скептически посматривать на спикеров, обещающих положить Солнечную систему к ногам человека. Это нужно делать обязательно, но лапками, колесами, манипуляторами, датчиками автоматов. Просто потому, что так будет быстрее, эффективнее и в конечном счете дешевле.

P.s. для интересующихся – автор не сомневается в том, что пилотируемые полёты к Луне и высадки на Луну числом шесть раз американцы смогли.

/Мой Тг: https://t.me/kg_kharitonov /