На границе Приморского края и Китая расположено большое озеро Ханка. Его длина составляет 90 км, наибольшая ширина - 67 км. Берега изрезаны слабо, тем не менее, чтобы обойти Ханку, потребуется преодолеть более 300 км. Имеется и несколько маяков на этих трёхста километрах береговой линии. Озёрные маяки, возможно, менее фотогеничны, чем морские. Зато весьма экзотичны. И мало посещаемы, в отличие от Токаревского, Гамова, Балюзека и прочих известных маяков побережья Японского моря.
После посещения острова Сосновый, вернее, места, где был остров, я выехал из с. Новониколаевка в с. Майское. Докупил продуктов, и отправился по полевой дороге в направлении м. Рисовый, на западное побережье Ханки. Снега на дороге было мало. Снежные перемёты вырастали лишь на обочине и я их спокойно объезжал по широкой дороге. До побережья от села 10 километров вдоль полей. Дорога прямая как стрела. Под прямым углом отходят боковые дороги, словно улицы в кварталах большого города. Только вместо человеческого жилья - большие, заснеженные поля, по которым бегают фазаны и лисы.
До Ханки оставались считанные километры, как слева показался островок леса. Если присмотреться к нему, то заметно, что деревья растут на маленьком пологом холме, среди окружающих полей. На картах он гордо обозначен, как гора Паклово.
По полю подхожу к подножью горы. Её абсолютная высота составляет "аж" 86 м над уровнем моря. Над уровнем озера, расположенного на 68 м, - 18 метров, а над уровнем поля и того меньше. Это было самое лёгкое и самое удивительное восхождение. Да зимнее, да одиночное, но 18 метров... Ещё и склон пологий. Но всё-таки, на Приханкайской низменности это действительно гора, господствующая вершина на 12 километров вокруг. А, например, Фалаза господствует всего в 8 км, так как рядом - более высокий Пидан.
На вершине "горы" расположен маяк Паклово.
Светосигнального оборудования на нём я не обнаружил. Дверь внутрь башни была заперта. На двери надпись:" ТОФ. Охраняется законом РФ"
В сети иногда ошибочно называют маяк Сосновым. На самом деле, маяк Сосновый, под номером 3913, располагался на косе Пржевальского, напротив о. Сосновый. Это была 10-метровая стальная башня. В связи с повышением уровня Ханки и затопления прибрежных территорий, башню разрушило штормами и снесло дрейфующим льдом.
Здесь же - маяк Паклово. Номер 3915. Кирпичная башня, высотой 6 м. Построен в 1975. Руководитель строительства подполковник Кунавин, руководитель работ - Пономарёв.
Наступление Ханки маяку не грозит. Он расположен в 850 м от берега, и даже если Ханка сюда доберётся, маяк окажется на острове.
С маяка я поехал на мыс Рисовый. Рис - одна из сельскохозяйственных культур, выращиваемая на Приханкайской низменности. Поэтому название мысу дали правильное и аутентичное. Сам мыс ничем не примечателен. Далеко в Ханку он не выдаётся. Мыс низкий, расположен на границе поля и леса.
Расположился на маленьком песчаном пляже.
До вечера оставалось ещё много времени, и меня опять потянуло в ледяные дали. Решил пройтись на пару километров в открытое озеро.
Лёд здесь ровный, без торосов. Снега на льду немного. Было бы ещё меньше, если бы не недавний снегопад. Его здесь просто сметает северо-западным ветром. Возможно, у юго-восточного побережья Ханки, в Спасском районе, снега на льду побольше.
Сегодня потеплело до -18, но ветер не думал стихать. Я всё шёл и шёл в открытое "море". Сначала решил дойти до точки, когда м. Белоглиняный выйдет из-за м. Николаевский. Он вышел, но я продолжал идти по направлению к центру озера.
Полюс относительной недоступности, а для акваторий - точка Немо, на Ханке располагается в нескольких километрах от водной границы с КНР. От мыса Рисовый "полюс" расположен в 29 км. Конечно, я бы не дошёл до центра Ханки. Солнце садилось. С каждым километром от берега температура падает, а ветер усиливается. В "центральном арктическом бассейне" Приморского края свой микроклимат, о котором хорошо знают местные рыбаки и пограничники. Зимой там весьма сурово.
Но есть что-то притягательное в этой ледяной глуши. С каждым разом я давал себе команду - дойти вон до того заструга, вон до той льдины, и повернуть назад. Если бы я увидел противоположный берег, повернуть обратно было бы психологически проще. Но ледяная равнина выглядела бесконечной. Над нечётким из-за низовой метели горизонтом всходила полная луна, вокруг простирался толстый ровный лёд, заструги на снегу отбрасывали синие тени. Было красиво и страшно. Мне стало понятнее, почему погибали исследователи Арктики, не рассчитав силы на обратный путь. Я испытал Зов Бездны. Хотелось идти всё дальше и дальше.
Остановившись, я вслушался в шуршание снега. Лёд никаких звуков не издавал - резких колебаний температуры не было. Повернувшись назад, увидел заходящее солнце над далёкими сопками. Где-то там меня дожидается моя машина, с едой и тёплым спальным мешком. Не оборачиваясь более к центру озера, я быстро зашагал к берегу.
В километре от него, ко мне подрулили два пограничных СВП, патрулировавших акваторию. Здесь произошёл примечательный разговор...
Когда-то давно, когда я так же, в январе, возвращался в Щербаковку после восхождения на г. Снежная по восточному склону, на лесной дороге меня остановил полицейский и егерь. Я сказал, что ходил на вершину Снежной, что турист. Но мне не поверили, произвели обыск. "Ходил на какую-то сопку? Что там делать?" Я просто примолк от возмущения. Какая-то сопка, между прочим, одна из высочайших вершин края, как по абсолютной, так и по относительной высоте. Одному, зимой, по восточному крутому склону - для меня это было выдающееся достижение. Для полицейского - просто какая-то сопка.
А здесь пограничник высунулся из кабины и прокричал: "Всё нормально? помощь нужна?" И лишь потом расспросы кто такой, откуда. Я сказал, что на Ханке бывал, но зимой - впервые. На что пограничник сразу подобрел и сам ответил на вопрос "Зачем?". Говорит: "а, захотел посмотреть как оно?", имея в виду - испытать на себе этот холод, лёд, ветер и простор.
Сразу было видно, что человек искренне любит Ханку и хорошо её знает. Что он на своём месте, в кабине судна на воздушной подушке, посреди ледяных далей.
Ночью ярко светила полная луна, а порывы ветра слегка покачивали машину. Но мне было тепло и уютно в двух пуховых спальных мешках.
Продолжение следует...