Найти тему
Истории тётушки Юлии Рысь

Web–журналистика для блогеров. История о том, как я оказалась в онлайне и стала делиться знаниями

Оглавление
Всем моим знакомым блогерам посвящается...

Был конец 2008-го года, когда после второй госпитализации я приняла эпохальное решение проститься с офисной работой. Впереди маячил курс восстановления физического и ментального здоровья. Так что передо мной, по сути был выбор без выбора — или я найду себя в онлайне, или... прощай, карьера журналиста!

Очень коротко я уже рассказывала о том, кем работала до переезда в Харьков:

В Харькове мои работы не отличались разнообразием. Сначала я работала в одном издательстве, потом перешла в другое. В третьем с позиции внештатного журналиста я доросла до руководителя рекламного отдела... А потом прилетел "бабах" и я загремела в больницу на классический вариант в 21 день пребывания. Выписывалась я уже безработной.

Фото из архива автора. Харьков, набережная Лопани зимой
Фото из архива автора. Харьков, набережная Лопани зимой

Тогда я и поняла, что хватит испытывать запас прочности организма на руководящих должностях с переработками и отсутствием выходных. В последствие, конечно же, я снова вернулась к тупиковой ветви развития и снова подалась в большие начальники. Но это уже было гораздо позже. А пока мне надо было начинать заявлять о себе в Сети.

За первый месяц я получила больше 150 отказов в сотрудничестве. Это был несомненный рекорд. Сейчас я уже могу писать об этом с шутками и прибаутками, но тогда мне было не до смеху. Съёмная хата сама за себя не заплатит арендную плану, да и кушать хоТЦа каждый день, а не когда работа появится.

Предложение пришло оттуда, откуда я вообще, даже не могла предположить. Мне написал главный редактор журнала от Министерства Охраны труда. Он увидел в портфолио мою статью про деревообрабатывающие механизмы, оценил чувство юмора и предложил стать внештатным журналистом. Я ухватилась за возможность и проработала с ними почти три года. Пока журнал, как и многие другие печатные издания не приказал долго жить.

Вторым фактором, из-за которого мы разосра разошлись как в море корабли стало то, что высокое начальство начало диктовать в какую политическую сторону надо думать журналистам. Я написала максимально нейтральную с политической и этической точки зрения статью, главред внёс свои поправки из-за которых извратился весь смысл. Я взбунтовалась и... мне не заплатили. Не только за эту за эту статью, но и попутно за две другие, которые пошли в печать в этом месяце.

После такого "наказания монетой", я отказалась от сотрудничества со всеми журналами. Дело начинало пахнуть керосином и я не хотела принимать участия в кулуарных игрищах. Напомню, это был 2011 год, Харьков. Уже тогда было понятно в какую сторону пытаются раскачивать страну в целом, и наш русскоязычный регион в частности.

И снова мои взоры обратились к онлайн работе. И снова курьёз, который привёл меня к сотрудничеству. Один знакомый веб-программист прислал мне на оценку свой бизнес-план. Сказать, что я его раскритиковала, ничего не сказать. Я разбила его в пух и прах, начав со слов: "Идея просто великолепная, а реализация полное...."

Думала, что человек обидится. Но он принял конструктивную критику стойко. Целую неделю мы с пеной у рта обсуждали по видеосвязи детали и доводили проект до состояния готового к релизу. По окончанию этой напряжённой недели я получила гонорар за услуги консультанта и предложение о постоянной работе. В итоге мы запустили два проекта: подкаст, основанный на интервью, и обучающий курс для начинающих блогеров. Мой бизнес-партнёр взял на себя техническую часть, а мне предоставил полный карт-бланш в плане обучения будущих падаванов азам журналистики, достаточным для ведения авторских сайтов и блогов.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Мне предстояло провести большую работу по систематизации своих знаний и навыков, чтобы доступно донести их до учеников онлайн–школы.

Скажу даже больше, мне самой потребовалось пройти курс по андрогигике. Проработав почти год в педагогическом институте я понимала, что учить детей, аки чистый лист, и взрослых, уже имеющих собственный опыт, это таки... Как говорят в Одессе, две большие разницы.

Для справки: Андрогогика — дисциплина, суть которой заключается в обучении новым навыкам и знаниям людей с жизненным опытом. Это как педагогика, только не для детей, а для взрослых.

Наш первый поток учеников показал, что подготовка была очень важным этапом. Клинический психиатр, нутрициолог и диетолог, специалист по реабилитации "особенных" детей, кулинар, спортивный тренер — это всего лишь те люди, с которыми у меня в процессе работы сложились доверительные отношения. Были и те, кого я не запомнила. Даже не знаю, зачем они оплатили курс? Свои блоги так и не создали, занятия прогуливали, домашние задания не выполняли... Тогда я впервые столкнулась с обширной категорией людей, которые покупают обучение "для галочки".

Для меня это было странно, ведь я судила по себе: зачем платить деньги за то, что тебе на самом деле не нужно? Ну да, я оплатила электронную книгу по андрогигике, потому что знала для чего мне это нужно — для подготовки методических материалов и построения структуры курса. А зачем люди тратят деньги на то, что им не надо?

Теперь подробнее по теме:

Отличия web–журналистики от написания текстов для блога

Для наглядности отличий, я собрала их в презентацию:

-3

Чётких правил, а том, как обращаться к аудитории нет. Как и нет рекомендаций, следует ли придерживаться единого стиля во всех публикациях. Автор канала по своему усмотрению может использовать приветственные и прощальные реплики, которые становятся визитной карточкой канала. Или использовать обезличенные обращения, например: "позвольте заметить", "обращу ваше внимание", "посмотрите", "оцените" и другие.

Следующий пункт — объём текста. Как и в случае с обращением чётких правил нет. Авторы, ведут каналы на свой лад. В конечном итоге именно авторская подача формирует круг подписчиков, читателей и почитателей.

-4

Рекомендации к объёму текста больше носят технический характер, благоприятно влияющий на поисковую оптимизацию. Это из тех случаев, когда незнание не освобождает от ответственности. Хотите ли вы, или нет, любой текст опубликованный на интернет-ресурсах попадает под действие поисковых роботов и внутренних алгоритмов платформы.

Это касается и уникальности текста. По умолчанию считается, что авторский текст уникальный. Если вы публикуете статью, основанную на материалах из различных источников рекомендуется проверить её на уникальность.

-5

Рекомендаций по выбору сервиса для проверки нет. Всё основано исключительно на личных предпочтениях автора. С заимствованным контентом тоже не следует слишком "заигрываться". Гораздо полезнее для продвижения канала пропустить материалы через своё видение и сделать рерайт.

Вся техническая сторона оформления публикаций на канале служит для того, чтобы улучшить показатели поисковой оптимизации.

-6

Рекомендации:

Обращаю внимание, что предоставленные ниже рекомендации не являются истиной и актуальны только для статей. Если вы публикуете на своём канале литературные произведения, то к ним применимы другие правила.

Длина предложения

При публикации в Сети не приветствуются слишком длинные и сложные предложения, изобилующие деепричастными оборотами. Оптимально — один оборот на одно предложение. Максимум — два. Но и ними стоит быть осторожными. Поисковые роботы, как и собаки понимают простые односложные команды. Это шутка.

Предложение, которое "понимает" робот состоит из одного подлежащего, одного сказуемого, парочки прилагательных и одного деепричастного оборота. Как и в математике, сложные предложения рекомендуется упрощать!

Длина абзаца

Конечно, автор может по своему усмотрению строить абзацы, но, но и, но! Можно, но острожно. Рекомендуемая длина абзаца не более СЕМИ предложений!

Маркированные и нумерованные списки

В больших и умных журнальных статьях, как правило, маркированные и нумерованные списки мелькают крайне редко. Чаще всего авторы, руководствуясь правилом "краткость сестра таланта и враг гонорара", начинают перечисление со слов: "в первую очередь", или "во-первых".

В Интернете так тоже можно, если список состоит из двух, или трёх пунктов. Если больше — включайте режим списка.

Количество пунктов не имеет границ. Важнее соблюсти простейшие правила оформления:

1. Так исторически сложилось, что в менталитете славян законченными считается нечётное количество пунктов. Это чистая психологая. Исключения: десять и двенадцать. Это легко запомнить по аналогии, что мы дарим нечётное количество цветов в букете.

2. В конце пунктов, состоящих из коротких фраз и словосочетаний точка НЕ ставится! Точка ставится в конце последнего пункта, как демонстрация, что он завершён. Знаки препинания допустимы, если отдельный пункт маркированного (нумерованного) списка представляют собой полноценный абзац, состоящий из нескольких предложений.

Иллюстрации

Если вы не работали в большом издательстве, где наряду с вами работали художники, иллюстраторы, дизайнеры и оформители, вам проще. Вы просто изначально принимаете тот факт, что в своем блоге вы сам себе и автор, и художник-оформитель, и выпускающий редактор.

Требований к иллюстрациям на самом деле не так уж и много:

1. Универсальность размеров, которые одинаково красиво смотрятся и при просмотре на десктопе и на мобильном устройстве.

2. Если вы используете в качестве тематических изображений фото и картинки из Сети, убедитесь, что они одного формата. В рамках одной статьи рекомендуется использовать изображение с одинаковой ориентацией. Начали с горизонтальных картинок, другие тоже выбирайте по этому принципу. Разнобой когда одни фото горизонтальные, а другие вертикальные — сказываются не в вашу пользу. Технически это допустимо, а вот эстетически это выглядит не очень. Также не очень красиво смотрятся изображения низкого качества, не заполняющие всю ширину текстовой полосы.

Таблица самых популярных соотношений сторон экрана и их отображение на устройствах
Таблица самых популярных соотношений сторон экрана и их отображение на устройствах

Для Дзена минимальная ширина картинки — 700 пикселей. Это база, которую желательно знать и помнить. Если картинки меньше 700 пикселей, то лучше выбрать другую. Или пересчитать их размер в визуальном редакторе, или нейросети. Есть сервисы, позволяющие улучшить качество изображений в несколько раз.

3. Уникальность картинки. Это отдельная боль блогеров. Со всех сторон приветствуется выкладывать исключительно уникальные авторские фото. К сожалению, они не всегда есть под рукой. Когда вы пишете о погоде и природе в вашем регионе, то вполне обоснованно дополнить собственными фотографиями. А если тематических изображений нет? Тут, как говорят, поиск вам в помощь. Или нейросети. Благо их сейчас множество.

Есть одна маленькая хитрость, которая до сих пор работает. Неуникальную картинку можно сделать уникальной, всего лишь изменив её название и изменив размер хоть на один пиксель. К примеру, нашли вы замечательную картинку, которая по вашему мнению автора подходит в качестве иллюстрации к тексту. Не торопитесь делать копипаст. Сохраните картинку на устройство с другим именем. Для простоты я даю изображениям названия в формате "дата — порядковый номер в статье". Это выглядит как: "05-04-24-1.jpeg".

Когда я начинаю дополнять статью иллюстрациями мне не преходится искать в папке нужную. Я знаю, что сегодня 5 апреля, устанавливаю фильтр и просто вставляю картинку по очереди: 1, 2, 3...

На сегодня всё! Вы можете задавать наводящие вопросы в комментариях. Заявки на консультацию я принимаю исключительно в личных сообщениях в Телеграм-канале.

В качестве эпилога поделюсь, что сегодня я провела консультацию с начинающим блогером. Это была вторая консультация за два года. Я очень волновалась, что давно не проводила онлайн-совещания и сессии. Рада, что навыки никуда не делись.