Так случается в жизни, что годы, а с ними появляющиеся проблемы, лишают нас возможности продолжить начатое дело. Поэтому я оторвусь ненадолго (буду надеяться, хотя "человек полагает, а Бог располагает") от основной темы, которую я начал освещать, - отступление маршала Нея 6/18 ноября 1812 года - и представлю Вам вот эти экспонаты, хранящиеся в Париже. На это меня сподвигнул наш собрат по Цеху "Ревнителей войны 1812 года", автор статьи в Дзен "Роскошные доспехи "веселого короля": каска и кираса Жерома Бонапарта" - "Исторические мелочи" Надеюсь, что это пополнит его коллекцию.
ЧАСЫ ЖЕРОМА БОНАПАРТА
Авраам-Луи Бреге (1747-1823)
Тактические часы Жерома Бонапарта (1784-1860), короля Вестфалии, 1809 г., подпись внутри «Breguet N° 615».
Золото, серебро, бриллианты, жемчуг, эмаль
D. 5,5 см.
Инв. 623, пожертвование Лапейра
Швейцарец по происхождению, Абрахам-Луи Бреге учился у версальского часовщика, а затем в 1775 году основал собственный дом в Париже; он стал мастером в 1784 году и произвел множество технических шедевров, изобретений и открытий. Он работал при всех дворах Европы и во времена Империи числил среди своих клиентов Бонапарта, Жозефину, Талейрана и даже Каролину Мюрат, для которой в 1810 году он создал первые в истории наручные часы. Среди его творений — сенсорные часы, которые, помимо традиционного считывания путем открытия корпуса, также позволяют считывать время в темноте благодаря стрелке, размещенной на крышке и направленной к двадцати четырем сенсорным кнопкам, украшенным бриллиантами и жемчугом. двенадцать больших и двенадцать маленьких, расположенных по всему циферблату. Бриллианты служат отметкой часов, жемчуг — получасами. По словам герцога Веллингтона, тактовыми часами пользовались молодые люди, которые хотели узнать время незаметно и из вежливости сверялись со своими часами, просто прикасаясь к ним, не вынимая их из кармана. Этот особенно роскошный экземпляр был продан Бреге 14 декабря 1809 года королю Вестфалии Жерому Бонапарту. Часы этого типа могли стоить от 1000 до 2000 франков за простую модель и достигать 5000 франков, когда они были украшены драгоценными камнями.
РУЖЬЕ НАПОЛЕОНА
Жан Ле Паж (1746-1834)
Подпись Ле Паж в Париже - Аркебузье Императора
Гравированная надпись «Иль д'Экс 15 июля в 8 часов вечера 1815 года»
Орех, серебро, золото, железо, сталь, кожа
L 133 см
Инв.1111, пожертвование Лапейра
Это большое охотничье ружье было подарено Наполеоном капитану Бессону 14 июля 1815 года в качестве последней благодарности за организацию попытки побега в Соединенные Штаты. Вероятно, его выгравировал один из сыновей капитана; последний не спутал бы день этого подарка с 15 июля, днем отъезда Наполеона в ссылку на остров Святой Елены, на борту «Беллерофона». После поражения при Ватерлоо 18 июня 1815 года и отречения 22 июня Наполеон 3 июля достиг Рошфора, где временное правительство предоставило в его распоряжение два фрегата, «Ла Заале» и «Ла Медуз», чтобы взять его с собой. В Соединенные Штаты. Пока продолжалось ожидание охранной грамоты и он столкнулся с неопределенностью судьбы императора, укрывшегося на острове Экс, ему было представлено несколько планов побега, в том числе план лейтенанта Жана-Виктора Бессона (1781-1837). Последний намеревался посадить Наполеона на «Ла Магдалену», бриг под датским флагом, принадлежавший его тестю, который перевозил бренди от имени дома Пеллетро в Рошфоре. Две пустые бочки с мягкой подкладкой были устроены так, чтобы служить укрытием на случай абордажа англичан. Принятый Наполеоном проект привел к заключению фиктивного чартерного контракта между Бессоном и Лас-Кас. 13 июля, когда на ту же ночь был запланирован отъезд, Бессон был проинформирован Наполеоном о своем решении сдаться англичанам. Багаж был выгружен в течение дня 14-го числа, а вечером Наполеон принял Бессона, который позже рассказал о событиях и об этом последнем интервью: «Как только император увидел меня входящим, он подошел ко мне и сказал: «Капитан, еще раз благодарю вас. Как только вы освободитесь здесь, приезжайте ко мне в Англию. Человек твоего характера мне, несомненно, еще понадобится, - добавил он с улыбкой... Итак, из оружия для личного пользования, находившегося в углу комнаты, он взял богатую винтовку. Два выстрела, которые он сделал с ним долгое время на охоте и, вручая его мне, сказал мне эмоциональным голосом: «Мне нечего больше в этом мире предложить тебе, мой друг, кроме этого оружия. Пожалуйста, примите это как память обо мне». В тот же вечер «Магдалена» отплыла без своего прославленного пассажира и пересекла английский круиз, не будучи потревоженной. Уволенный во время Реставрации, Бессон без энтузиазма пробовал заниматься морской торговлей, затем поступил на службу Мехмету Али, закончив карьеру вице-адмиралом и генерал-майором египетского флота. Передаваясь из поколения в поколение, винтовка Наполеона оставалась в семье Бессон до 1977 года, когда она была выставлена на продажу в Друо и приобретена Марсьялем Лапейром.
ТИАРА ЖОЗЕФИНЫ
Это редкое украшение, известное как Лейхтенбергская тиара, украшенное 698 бриллиантами и 32 изумрудами, состоит из восьми съемных частей, оправленных в золото и серебро. Создание этого изделия, принадлежавшего коллекциям герцога Жоржа Лейхтенбергского, внука Эжена де Богарне и правнука императрицы Жозефины,можно отнести к Нито, официальному ювелиру императора Наполеона I. Согласно семейной традиции, королева Гортензия, дочь Жозефины и сестра Евгения, владела этой трансформируемой тиарой. Хотя это приобретение, по-видимому, относится ко временам Первой империи, украшение, вероятно, было изменено между 1830 и 1840 годами.
Эта тиара также демонстрирует опыт Дома в области трансформируемых украшений. Таким образом, каждый элемент можно снять с дуги тиары и носить индивидуально в качестве броши или украшения для волос, а вторая металлическая конструкция позволяет воссоздать букет, который можно носить перед лифом.
Оригинальный футляр для этой работы из красного сафьяна, позолоченный железом, представляет собой королевскую корону и украшение из дубовых листьев. Ее уникальная форма отражает индивидуальное творение, адаптирующееся к объему букета цветов и листьев, отделенных от дуги, составляющей структуру тиары.
СЫН НАПОЛЕОНА В 8 МЕСЯЦЕВ
Скульптура Александра Брашара (1775–1843) и Жан-Жака Оже (1759–1842) по мотивам Анри Жозефа Рюксиеля (1775–1837).
Бельгийский скульптор Рутштиль изобразил сына Наполеона I и Марии-Луизы, короля Рима, родившегося 20 марта 1811 года и наследника, долгожданного императором. Именно мадам де Монтескью, гувернантка "Детей Франции", отвечала за организацию заказа небольших бюстов ребенка. Многочисленные гипсовые копии этого мраморного бюста римского короля были изготовлены и преподнесены в дар людям в его доме. За эти достижения она назначила 31 января 1812 года выплату в 1000 франков.
Мадам де Монтескью контролировала расходы Дома короля Рима и организовывала подарки и новогодние праздники, которые предлагал этот Дом.
Г-же де Монтескью понравилось это пухлое изображение ребенка, которое она нашла очень похожим. Версия этого бюста впоследствии была заказана скульпторам Александру Брашару и Жан-Жаку Оже из бисквита.
На сегодня это единственный экземпляр, который, по версии принцессы Канино, вдовы Люсьена Бонапарта, находился в спальне императора в Лонгвудской библиотеке.