В экспозиции центрального музея ВВС в подмосковном Монино представлены несколько самолетов-экспонатов МиГ-23.
Одним из них является самый первый экземпляр самолета МиГ-23-11/1. Именно с этой машины началась история МиГ-23 в привычном для нас облике. Начало работ по тематике МиГ-23 пришлось на начало 60-х годов прошлого века. В результате появились несколько опытных МиГ-23, самым перспективным из которых оказался МиГ-23-11/1 или первый самолет данного типа с крылом изменяемой геометрии.
10 июня 1967 года шеф пилот КБ Микояна А. В. Федотов впервые поднял опытный истребитель в небо. Спустя два дня, он же выполнил второй испытательный полет , в котором было проверено поведение самолета при перестановке крыла на различные углы стреловидности. По сравнению с экспериментальным МиГ-23ПД, или изделием 23-01, оснащенным подъемными двигателями и треугольным крылом близким по конструкции к предшественнику МиГ-21, новая машина с изменяемой геометрией имела массу преимуществ. Несмотря на высочайшую секретность МиГ-23, на самом верху, было принято решение показать новейший истребитель на воздушном параде в Домодедово. Для Советского Союза это было кране необычно. Показывать зарубежным дипломатам и военным атташе новейшие самолеты обычно не торопились. Однако спустя менее месяца после первого полета, самолет получивший бортовой номер 231 был показан на параде в Домодедово. Полет также выполнил А.В. Федотов. Во время показательного полета, самолет продемонстрировал проходы с различными углами стреловидности крыла. Перед парадом самолет получил яркую демонстрационную окраску, включавшую ярко красные поворотные части крыла и бело голубую окантовку воздухозаборников и законцовок крыла, а также стабилизаторов. Машина выглядела крайне необычно и сразу привлекла к себе огромное внимание авиационных специалистов во всем мире.
Первый опытный самолет имел массу отличий от привычных нам МиГ-23. На самолёте отсутствовала встроенная пушка ГШ-23, на стабилизаторах были установлены своеобразные предкрылки, от которых впоследствии отказались. Также на самолете имелись места, для установки ракет средней дальности Р-23 под фюзеляжем, от которых впоследствии отказались, в связи с помпажем происходившем при пуске ракет с данных точек подвески.
Во время испытаний на самолет нанесли разметку для кинотеодолитов и аэросъёмки с самолетов киносъемщиков. Самолет отлетал несколько лет, до лета 1971 года и после отработки ресурса, первый МиГ-23 был передан в коллекцию Монинского музея. В начальные годы нахождения в Монино, самолет хранился в одном из ангаров, посвященных современной Советской авиации.
В начале 90х, судьба самолета резко поменялась, после обрушения одного из ангаров музея, современные самолеты были выселены на уличную экспозицию.
231-му очень не повезло, его поставили за еще одним из прототипов МиГ-23, а именно 23-11/3 и практически не занимались обслуживанием этого самолета. Немного позже, музейные сотрудники, якобы по ошибке перекрасили третий прототип и нанесли на него бортовой номер 231 и на всех экскурсиях рассказывали посетителям, что это именно самый первый МиГ-23.
Таким образом в Монино одновременно стояли два МиГ-23 с одинаковыми бортовыми номерами. Но этого видимо было мало и на первый самолет были установлены нештатные пилоны с подвешенными макетами ракет. Такая ситуация продолжалась до 2022 года, когда группа волонтеров вернула правильные бортовые номера на оба самолета. При этом, несмотря на то , что самолет выгорел практически до металла, окраска коснулась только бортовых номеров. Хотя на наш взгляд, этот самолет достоин того, чтобы быть приведенным в хорошее состояние. Ведь это настоящий самолет, тот самый, фотографии которого и по сей день публикуются в различных авиационных изданиях и на котором летали выдающиеся летчики-испытатели нашей страны!