3 - 5 лет - период настоящего расцвета речевой деятельности детей.
Детский писатель К. Чуковский называл это временем «гениальной лингвистической одаренности». Что это значит?
Это замечательное время, когда ребята не только активно начинают говорить, но и используют эти навыки во всех сферах. Они придумывают новые слова и названия, сочиняют и изменяют на свой лад то, что слышат.
Такое словотворчество важно поддерживать в детях и не забыть хвалить их.
Вряд ли строгие родительские поправки смогут расслабить ребенка и дать ему свободу в этом речевом творчестве.
На мой взгляд, до 3-4 лет у детей имеется стойкое право – говорить так, как им хочется. Главное, говорить, иметь само желание, мотивацию.
Но, не забывайте, что каждого ребенка, каждую историю и его речевую ситуацию нужно и ВАЖНО рассматривать отдельно.
В 3-х летнем возрасте…..
Дети:
- говорят предложениями,
- отвечают на вопросы
- сообщают свое имя, мамы, папы
- рассказывают произошедшие ситуации
- легко запоминают стихотворения
- обобщают предметы в группы
- определяют признаки предмета
- используют прилагательные, наречия, местоимения и числительные (кроме основных частей речи).
В 4-х летнем возрасте…
Дети:
- говорят точно и разнообразно
- задают вопросы и развернуто отвечают на вопросы
- в речи много прилагательных, числительных, местоимений и предлогов
- умеют составлять рассказы
- пересказывают ситуации
- подробно описывают предметы
- произносят почти все звуки речи (ближе к 5 годам звуки Л и Р могут быть нарушены, так как они формируются дольше всех)
- используют выразительность речи при чтении стихов
- активно пользуются мимикой
Какие речевые нарушения могут встречаться в этом возрасте?
Так как я взяла большой разброс по возрасту, здесь важно понимать, что в 3 года любые перечисленные нарушение совсем не критичны, а ближе к 5 годам на них нужно обращать внимание и спешить на консультацию к специалистам. Итак… что можно встретить:
- нарушение свистящих групп звуков (с з ц)
- нарушение шипящих групп звуков (ш ж ч щ)
- нарушение Л - Ль
- нарушение Р - Рь
- нарушение слоговой структуры слова (не могут произнести сложные по структуре слова: скрепка, крановщик, смородинка итд)
- неразвернутая, скудная речь (мало слов, фраз, нет предложений)
Здесь перечислены самые простые проявления речевых нарушений, но могут быть и другие.
Когда нужно обращаться к логопеду?
Почему логопед говорит, что в 3 года не надо заниматься?
Многие специалисты не берут детей 3-х летнего возраста. Какие причины?
На мой взгляд, работа с этим возрастом более энергозатратная, чем работа с детьми 4-5 лет. + Дети мало концентрируются на занятиях, так как им в этом возрасте ближе игра. Не забываем ведущую деятельность в каждом возрастном периоде. В 3 года – это самая настоящая игра. Поэтому, чтобы увлечь малыша, нужно приложить много усилий. Да и не факт, что будет результат именно в логопедической сфере.
Все же, самым оптимальным возрастом для работы по коррекции звукопроизношения является 4 года. Здесь наблюдается иное понимание, заинтересованность в работе, бОльшая концентрация и мотивация у большинства детей.
Но бывает так, что дети младшего возраста очень любознательны, сконцентрированы и обожают любого рода занятия. В этом случае, можно смело начинать заниматься с логопедом. Главное, не забывать о том, что занятие должно напоминать спектакль или просто интересную игру.
В этом возрасте родители часто водят ребят на логоритмику. Это невероятно полезные занятия для детей раннего возраста, которые наполнены музыкой, движениями и ритмом. А ритм – это залог успешной речи. Поэтому я бы рекомендовала обратить внимание на это направление.
Какие ошибки могут совершить специалисты с детьми данного возраста?
Бывает так, что в 3 года ребенок не говорит / мало говорит / смазано говорит. Родители понимают, что с речью малыша что-то не то, начинают переживать. Они обращаются в поликлинику для получения экспертного мнения, но получают ответ: «пока рано, приходите в 3,5 - 4 года, может еще сам заговорит».
Но это грубая ошибка.
После 3-х лет важно отслеживать ситуацию с речью ребенка, искать неврологов и логопедов по рекомендациям. Находить только тех людей, кто имеет большой опыт работы с этим возрастом + с такой речевой историей.
Не надо ждать полгода – год, когда можно начать уже сейчас. Это может быть профилактикой, а может быть ранним этапов в коррекционной работе.
Существуют сензитивные периоды, . Очень важно не упустить их. Поэтому всегда пользуйтесьправилом второго мнения.
Если у вас есть вопросы, то обязательно пишите их в комментариях.
Спасибо за внимание,
Ваша Маша 🍃