Найти в Дзене
Логопед с тобой

Нормы речевого развития детей 3 – 5 лет

3 - 5 лет - период настоящего расцвета речевой деятельности детей.

Детский писатель К. Чуковский называл это временем «гениальной лингвистической одаренности». Что это значит?

Это замечательное время, когда ребята не только активно начинают говорить, но и используют эти навыки во всех сферах. Они придумывают новые слова и названия, сочиняют и изменяют на свой лад то, что слышат.

Такое словотворчество важно поддерживать в детях и не забыть хвалить их.

Вряд ли строгие родительские поправки смогут расслабить ребенка и дать ему свободу в этом речевом творчестве.

На мой взгляд, до 3-4 лет у детей имеется стойкое право – говорить так, как им хочется. Главное, говорить, иметь само желание, мотивацию.

Но, не забывайте, что каждого ребенка, каждую историю и его речевую ситуацию нужно и ВАЖНО рассматривать отдельно.

-2

В 3-х летнем возрасте…..

Дети:

  • говорят предложениями,
  • отвечают на вопросы
  • сообщают свое имя, мамы, папы
  • рассказывают произошедшие ситуации
  • легко запоминают стихотворения
  • обобщают предметы в группы
  • определяют признаки предмета
  • используют прилагательные, наречия, местоимения и числительные (кроме основных частей речи).

В 4-х летнем возрасте…

Дети:

  • говорят точно и разнообразно
  • задают вопросы и развернуто отвечают на вопросы
  • в речи много прилагательных, числительных, местоимений и предлогов
  • умеют составлять рассказы
  • пересказывают ситуации
  • подробно описывают предметы
  • произносят почти все звуки речи (ближе к 5 годам звуки Л и Р могут быть нарушены, так как они формируются дольше всех)
  • используют выразительность речи при чтении стихов
  • активно пользуются мимикой

Какие речевые нарушения могут встречаться в этом возрасте?

Так как я взяла большой разброс по возрасту, здесь важно понимать, что в 3 года любые перечисленные нарушение совсем не критичны, а ближе к 5 годам на них нужно обращать внимание и спешить на консультацию к специалистам. Итак… что можно встретить:

  • нарушение свистящих групп звуков (с з ц)
  • нарушение шипящих групп звуков (ш ж ч щ)
  • нарушение Л - Ль
  • нарушение Р - Рь
  • нарушение слоговой структуры слова (не могут произнести сложные по структуре слова: скрепка, крановщик, смородинка итд)
  • неразвернутая, скудная речь (мало слов, фраз, нет предложений)

Здесь перечислены самые простые проявления речевых нарушений, но могут быть и другие.

-3

Когда нужно обращаться к логопеду?

Почему логопед говорит, что в 3 года не надо заниматься?

Многие специалисты не берут детей 3-х летнего возраста. Какие причины?

На мой взгляд, работа с этим возрастом более энергозатратная, чем работа с детьми 4-5 лет. + Дети мало концентрируются на занятиях, так как им в этом возрасте ближе игра. Не забываем ведущую деятельность в каждом возрастном периоде. В 3 года – это самая настоящая игра. Поэтому, чтобы увлечь малыша, нужно приложить много усилий. Да и не факт, что будет результат именно в логопедической сфере.

Все же, самым оптимальным возрастом для работы по коррекции звукопроизношения является 4 года. Здесь наблюдается иное понимание, заинтересованность в работе, бОльшая концентрация и мотивация у большинства детей.

Но бывает так, что дети младшего возраста очень любознательны, сконцентрированы и обожают любого рода занятия. В этом случае, можно смело начинать заниматься с логопедом. Главное, не забывать о том, что занятие должно напоминать спектакль или просто интересную игру.

В этом возрасте родители часто водят ребят на логоритмику. Это невероятно полезные занятия для детей раннего возраста, которые наполнены музыкой, движениями и ритмом. А ритм – это залог успешной речи. Поэтому я бы рекомендовала обратить внимание на это направление.

Какие ошибки могут совершить специалисты с детьми данного возраста?

Бывает так, что в 3 года ребенок не говорит / мало говорит / смазано говорит. Родители понимают, что с речью малыша что-то не то, начинают переживать. Они обращаются в поликлинику для получения экспертного мнения, но получают ответ: «пока рано, приходите в 3,5 - 4 года, может еще сам заговорит».

Но это грубая ошибка.

После 3-х лет важно отслеживать ситуацию с речью ребенка, искать неврологов и логопедов по рекомендациям. Находить только тех людей, кто имеет большой опыт работы с этим возрастом + с такой речевой историей.

Не надо ждать полгода – год, когда можно начать уже сейчас. Это может быть профилактикой, а может быть ранним этапов в коррекционной работе.

Существуют сензитивные периоды, . Очень важно не упустить их. Поэтому всегда пользуйтесьправилом второго мнения.

Если у вас есть вопросы, то обязательно пишите их в комментариях.

Спасибо за внимание,

Ваша Маша 🍃