В предыдущей публикации я рассказал об оборудовании, которое используется на одной из самых важных операций - огранке. Теперь поговорим об оснастке, необходимой огранщику. Раньше, в советские времена, в цех огранки приходил уже подготовленный на предварительных операциях полуфабрикат, то есть он был уже подшлифован, ободран, и огранщику оставалось его огранить, то есть собрать низ и верх будущего бриллианта. Я сам начинал на огранке и помню, что у меня были в наличии отечественные инструменты - универсальные кристаллы для огранки низа и верха. Они почти ничем не отличались друг от друга, только для обработки верха дополнительно крепилась прижимная лапка.
Приспособление состоит из основного корпуса с задними ножками-упорами, которые можно регулировать по высоте. Сверху расположен уровень, благодаря которому можно отрегулировать приспособление относительно поверхности плиты на станке с помощью ножек и винта на задней части корпуса. Основная часть приспособления - это головка, в которой крепится цанга или оправка с алмазной заготовкой, позволяющая регулировать углы наклона граней и смещать заготовку относительно своей оси.
Это приспособление используется для огранки камней круглых и фантазийных форм. Так как огранка требует высочайшей точности параметров бриллианта, то очень важно перед началом работы настроить свой инструмент относительно поверхности ограночного диска. Для этого используются специальные шаблоны.
Для обработки площадки бриллианта использовалось приспособление, называемое "Квадрант". В него вставлялась оправка, углубление которой заполнялось асбестом, смоченным бурой. Алмазная заготовка вставлялась в асбестовую подушку шипом, так чтобы площадка находилась параллельно поверхности диска. При начале обработки асбест спекался и удерживал алмазный полуфабрикат в приспособлении. Но этот способ был ненадёжен и часто происходили потери алмазного сырья.
Сейчас же чаще используются приспособления "Краб", которые дополнительно оснащены двумя зажимками, напоминающими клешни краба, отсюда и название. В них алмазный полуфабрикат фиксируется в инструменте более надёжно.
Если раньше (в советское время) у огранщика было только несколько приспособлений (3-4) для огранки, то сейчас станок современного рабочего обвешан множеством различных приспособлений, многие из которых импортного производства, в основном, фирм Snitzer и Rico, каждое из которых выполняет определённые функции - подшлифовка, огранка верха и низа, постановка площадки, фацетирование рундиста.
Чтобы закрепить алмазный полуфабрикат в этих приспособлениях необходимы цанги и оправки. Цанга используется для огранки нижней части бриллианта. Она представляет из себя металлическую цилиндрическую втулку, внутри которой расположен движущийся по резьбе пенёк. Алмазная заготовка вставляется в цангу, площадкой на пенёк, с помощью которого можно регулировать расположение камня в цанге. Оправка предназначена для огранки верха. В мою бытность огранщиком оправки были медные или латунные. И оправки и цанги подбираются по размеру камня. Также существует множество их разновидностей под фантазийные формы огранки.
Для закрепления алмазного полуфабриката при подшлифовке граней используются стальные вилки различных размеров.
При обработке верха будущего бриллианта для фиксации алмазной заготовки используется прижим, который крепится к приспособлению. Он имеет рычаг, позволяющий поднимать и опускать прижимную лапку.
Ещё в работе огранщику необходимы Лупа 10х - увеличения. А ещё лучше, чтобы и 20х была, так как в последние годы к полировке бриллиантов повышенные требования. И порой рабочие возмущаются, что им выдают только 10-кратные лупы, а контроль производится в 20-кратные. Огранщик не видит то, что замечают технологи и оценщики. Правда в настоящее время на участках огранки появились микроскопы, с помощью которых можно увидеть все даже самые незначительные изъяны полировки. Вспоминаю свою работу на заводе "Кристалл" в 1980-е годы. У огранщиков тогда были вообще лупы шестикратного увеличения.
Также в рабочий комплект огранщика входят пинцет, отвертка, плоскогубцы, механический измеритель диаметра бриллианта. В идеале, конечно, каждому огранщику иметь электронный измеритель, но таких рабочих единицы. Для замера крупных камней используется штангенциркуль. Не знаю как сейчас, но раньше ещё использовали прибор для нанесения на поясок линии рундиста. Однако современные технологии скорее всего отправят данный прибор в архив.
Из расходных материалов рабочие используют раствор буры для уменьшения пористости бриллиантов. Что это за зверь такой я расскажу в дальнейших публикациях. Раствор соляной кислоты для промывки камня, также для этого используют раствор технического спирта. Асбест для постановки площадок и подшлифовки (для уменьшения контакта алмазной заготовки с металлическими поверхностями цанг, лапок и др). Иногда для постановки площадки вместо асбеста используется специальный клей, который нам привозили в своё время из Израиля. Тряпочки для протирки камней из х/б ткани.
Так как обрабатываемое сырьё является дорогостоящим, то у каждого огранщика есть персональная гофта (коробочка для хранения пакетов с сырьём) и печать с индивидуальным номером. Когда огранщик отлучается с участка на перерыв или по другим надобностям, то он по режимным требованиям обязан сложить всё сырьё в гофту и опечатать, за исключением камней, находящихся в ограночных приспособлениях.
Вот, в общем-то и всё, что необходимо огранщику для его работы. Есть ещё гониометр для замера углов, но он использовался крайне редко и на очень больших камнях. В следующей публикации я продолжу рассказ про огранку.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.