Сегодня Господь преподал мне чудесный, хотя и горький урок, который я не забуду до конца дней своих.
Ещё с прошлого воскресенья, когда я по различным обстоятельствам, а в большей мере, чего греха таить, по нерадивости, не попал на службу и, стало быть, не причастился, я запланировал, что непременно причащусь на следующей неделе, то бишь, сегодня.
В субботу, т.е. вчера у меня выдался рабочий день и на вечернюю службу я поехал, не заходя домой, сразу после работы, т.к. перед Причастием рекомендуется посетить вечернюю службу и исповедаться.
Как и полагается, отстоял службу, исповедался, вечером, перед сном - вечерние молитвы, каноны, последование ко Причастию - все, как обычно. Из расписания узнал, что богослужение предстоит Архиерейское, значит, народу будет много и нужно приехать пораньше, чтобы зайти в храм до того, как начнется сутолока. Так и сделал.
Архиерейские службы всегда отличаются торжественностью, благоговейностью и более слаженным пением. Литургия пролетела на одном дыхании, правда "Верую" и "Отче наш" непривычным распевом задавал архиерейский архидьякон и получилось не очень слаженно.
Вот Царские Врата закрылись, священники удалились в Алтарь причащаться, народ подался поближе к амвону. Спустя время на амвон вышел батюшка Александр и прочитал замечательную проповедь, главные мысли из которой возможно упомяну позже, в статье о смирении.
И вот, наконец Царские Врата открываются, возглас:"Со страхом Божиим и Верою приступите!" и народ еще плотнее подался к амвону - началось Причастие.
Не привыкший проталкиваться к Чаше я смиренно стоял и ждал, когда народ слегка рассосется и появится возможность не толкаясь приступить к Причастию.
Не могу точно припомнить, т.к. сильное душевное волнение последовавшее позже, могло затуманить мою память, но, возможно я слегка отвлекся от происходящего действа.
Внезапный возглас:"Все причастники?!" поверг меня в шок. От Чаши меня отделяла плотная стена людей метра в три! Я думал, они собираются причащаться и ждал своей очереди. От неожиданности я даже не смог вымолвить ни слова и только, чуть ли не со слезами на глазах провожал взглядом удаляющихся в Алтарь священников с дьяконами.
Такое в моей жизни произошло впервые! Я готовился к Причастию, ждал его и Господь не подпустил меня к Чаше! Я стоял, как громом пораженный! Если бы это была обычная, а не архиерейская служба, была бы возможность протиснуться к амвону и остановить собиравшихся уходить священника и дьяконов, но стена народа была слишком плотной.
Трудно передать словами эмоции, нахлынувшие на меня. Почему? За что? Разве я утаил какие-то грехи на исповеди? Почему Господь посчитал меня недостойным принятия Святых Даров? Слезы подступали к моим глазам.
Спустя время, успокоившись, я возвращался домой продолжая размышлять над произошедшим. И тут, словно влажной тряпкой стерли толстый слой пыли с зеркала. Я отчетливо увидел, что Причастие давно превратилось для меня в обыденный ритуал. И уже не благоговел я, как прежде, приступая к Таинству и "Со страхом Божиим и Верою приступите" уже не вызывало во мне трепета.
Господи, прости меня! Ужасная мысль пришла в голову - если сегодняшнее событие повергло меня в такое ужасное состояние, то что же будет, если не приведи Господь, придется услышать на Страшном Суде:"Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие."?
Господи, помилуй! Научи, Господи, как уберечься от охлаждения духовного и окамененного нечувствия сердечного? Как сохранить в сердце страх и трепет пред огнем опаляющим, ибо сказано:"Якоже огнь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, Пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему."
Богу нашему слава! 🙏