Общаясь с разными людьми я замечал, что в большинстве своем они совершенно неправильно понимают слово смирение. В представлении обывателя человек смиренный ассоциируется с покорностью, боязнью сказать лишнее слово, возразить, чуть ли не с забитостью. Этакий безхребетный, сломленный человек без внутреннего стержня, боящийся взглянуть в глаза собеседника, безсловесный, безответный, безвольный.
Конечно же, это в корне не верно! В самом слове смирение звучит мир. Смиренный человек - человек с миром в душе. В любой ситуации и в любых обстоятельствах он сохраняет внутренний покой и душевное равновесие.
И нужно иметь прочный стержень внутри и твердую волю, чтобы не поддаваться страстям и отражать попытки врага человеческого овладеть душой и ввергнуть ее любыми способами во грех.
Да, смиренный человек может быть покорным, боящимся сказать лишнее слово, возразить. Но покорность эта имеет в основании не человекоугодие, а подчинение своей воли, воле Божьей. Боязнь сказать лишнее слово - избегание празднословия.
Храня мир в своей душе смиренный человек бережно относится и к миру в душе собеседника. Поэтому он без необходимости не будет возражать и спорить.
В «Слове о смирении» святитель Иаков Низибийский пишет: «Смиренный любезен во всем; слова его сладки, на лице написана веселость. Во всем находит он радость. Смиренных украшает любовь; ибо они умеют ходить во свете ее. Кроткие и смиренные сохраняют себя от всякого зла, и благость сердца отражается на светлом лице их. Говорят ли они? все слова их пристойны. Смеются ли? смех их не слышен. Смиренный боится презирать других, ибо презрение есть порождение ненависти. Ежели он слышит злословие, то затыкает слух свой, дабы такие слова не вошли в его сердце. Смиренный поставляет себя ниже других, но сердце его обитает в вышних, и мысли носятся там, где хранятся его сокровища. Он смотрит в землю, но взор ума его устремлен ввысь, на красоту неба».
Другой великий святитель и подвижник Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды – он видит в этом человеке орудие правосудия, или Промысла Божия. Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве».
Смирение – это не душевная добродетель, не телесная, а духовная. В своем послании апостол Иаков говорит:"Бог гордым противится, смиренным же дает благодать" (Иак. 4:6)
Основатель же противоположной страсти – гордости – дьявол. Потому Бог гордым и противится.
Как и всякая духовная добродетель смирение приобретается молитвой. Смирение и молитва переплетаются, создавая духовное единство. Молитва производит смирение, а смирение возвышает молитву. Мудрые отцы свидетельствуют, что смирение неотделимо от Божественной благодати, и оно приходит в душу, соединяющуюся с Христом через Причащение.
Святитель Иаков Низибийский заключает в «Слове о смирении»: «Плоды его вожделенны; ибо оно производит спокойствие и скромность, образует характер любезный и безмятежный. Смиренные бывают простодушны, терпеливы, любезны, невинны, искренни, учены, мудры, предусмотрительны, благоразумны, миролюбивы, милосерды, любообщительны, снисходительны; их ум проникает в глубины мудрости, их сердце наслаждается спокойствием, их душа сияет красотою. Блаженна та душа, которая прививается к сему столь плодотворному древу; ибо в ней царствует мир, в ней живет Тот, кто любит жить в кротких и смиренных».