Найти тему
Старыми словесы

Постельная казна: царские одеяла с гривами

В апреле 1486 года скончался удельный князь Верейский Михаил Андреевич, внук князя Дмитрия Донского. В духовной грамоте он «благословлял господина своего великого князя Ивана Васильевича» разными ценными вещами, среди которых было «одеяло на отласе на сине, шито серебром да золотом, да грива сажена». Иван Васильевич – двоюродный племянник, государь всея Руси Иван III, а вот одеяло с гривой достойно отдельной истории.

Монета Верейского княжества времен князя Михаила Андреевича
Монета Верейского княжества времен князя Михаила Андреевича
После кончины князя Михаила Андреевича Верея была присоединена к Москве. На миниатюре из Лицевого летописного свода изображено его погребение в Пафнутьево-Боровском монастыре.
После кончины князя Михаила Андреевича Верея была присоединена к Москве. На миниатюре из Лицевого летописного свода изображено его погребение в Пафнутьево-Боровском монастыре.

Современное значение слова «грива» звучит так: «длинные волосы, покрывающие шею и спину некоторых млекопитающих». Конская грива стала образом для роскошной шевелюры; также издревле грива – поросшая лесом возвышенность. Древнее общеславянское слово имеет индоевропейские корни со значением «затылок»; со временем произошло переосмысление и грива превратилась в то, что растет на шее. Соответственно, слова «загривок» и «гривна» (известное с бронзового века шейное украшение в виде обруча; позже обрубок серебряной гривны дал название денежной единице средневековой Руси, а гривна-деньги – в XVII веке десятикопеечной монете) считаются родственниками. «Загривчатым» называли вид меха. Например, Петр I писал в апреле 1707 года князю Матвею Петровичу Гагарину: «Вели набрать мех лисей черной загривчатой самой же лутчей».

Серебряная гривна XI-XIII веков, найденная археологами в подмосковной деревне Спас Тушино, которая сейчас входит в черту Москвы. Экспонат и фотография Государственного исторического музея
Серебряная гривна XI-XIII веков, найденная археологами в подмосковной деревне Спас Тушино, которая сейчас входит в черту Москвы. Экспонат и фотография Государственного исторического музея
Внешний вид и весовые нормы гривны-денежной единицы складывались с XI века. Типы гривны ученые назвали по местам первоначального обнаружения или области распространения
Внешний вид и весовые нормы гривны-денежной единицы складывались с XI века. Типы гривны ученые назвали по местам первоначального обнаружения или области распространения

В старинном обиходе гривой называли плетеную сетку, которой покрывали гриву лошади при парадных выездах. Так, в описании торжественного выезда царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской из Кремля на паломничество в Троице-Сергиев монастырь 19 сентября 1675 года упомянуты двенадцать белых лошадей из «поезда» царицы, обвязанных шелковыми сетками. Сетки часто делали из пряденого золота или серебра (пряденое золото или серебро – золотая/серебряная тонкая проволока, накрученная на льняную или шелковую основу), украшали жемчугом и камнями.

Грива же «одеяльная» – декоративная кайма одеяла, контрастного по отношению к основной ткани цвета. В царском быту, особенно для одеял парадной постели (демонстрировалась в церемониях свадеб, родин, крестин) гриву делали из дорогих тканей, украшали каменьями. В начале статьи речь шла о синем атласном, расшитом золотом и серебром, одеяле удельного князя Верейского Михаила Андреевича с «саженой» гривой, то есть с каймой, отделанной драгоценными камнями, жемчугом. А вот описание одеял постели царя Михаила Федоровича, что находилась в его Постельной комнате. «Одеяло камка кизылбашская (в данном случае шелковая ткань, сделанная в Персии) по серебреной земле (на серебряном фоне) травы (узоры) шолк гвоздичен, зелен, празелен, червчат (цвета: гвоздичный, зеленый, иссиня-зеленый, красный), в травках листье золотное с розными шолки (в узорах листья, вышитые золотом и шелком разных цветов), грива отлас золотной по зеленой земле полосы с белым да с червчатым шолком; испод и опушка горностайная»; «одеяло холодное (легкое/летнее) камка кизылбашская цветная по белой земле листье золото в травах; грива отлас золотной по лазоревой земле; подкладка тафта лазорева».

Пример парадной постели на миниатюре из описания «в лицах» свадьбы царя Михаила Федоровича с «девицею Евдокиею Лукиановною, дочерию боярина Лукиана Степановича Стрешнева». Так было обустроено ложе царской четы для первой брачной ночи. Изображение не детально, да в тексте под ним указано лишь «одеяло», без подробностей.Изображение взято с сайта romanovy.rusarchives.ru
Пример парадной постели на миниатюре из описания «в лицах» свадьбы царя Михаила Федоровича с «девицею Евдокиею Лукиановною, дочерию боярина Лукиана Степановича Стрешнева». Так было обустроено ложе царской четы для первой брачной ночи. Изображение не детально, да в тексте под ним указано лишь «одеяло», без подробностей.Изображение взято с сайта romanovy.rusarchives.ru

Роскошные постели служили высочайшими подарками. Например, в 1648 году, когда боярин Борис Иванович Морозов женился на сестре царицы Марии Ильиничны, царь Алексей Михайлович пожаловал ему «постелю» своего отца, царя Михаила Федоровича, что хранилась в казне. Кстати, в подарок вошли как раз те одеяла, что я описала выше.

В 1630 году царь Михаил Федорович приказал отдать свои парадные постели в Царицыну Мастерскую палату (приказ, «ведавший» изготовлением и хранением платья/платяного обихода царицы, царевичей и царевен). При «акте приемки» обнаружилось, что у «одеяла, у большаго на гриве на правой стороне близко угла в двух местах проторчи (дырки) невелики, одна проторчь зашита, а другая не зашита». Тотчас же начальник Царицыной Мастерской палаты Федор Степанович Стрешнев да постельничий царя Степан Лукьянович Хрущев Михаила Романовича о том известили, и «государь того одеяла в царицыных хоромах осматривал». Сохранилось описание гривы «у государева у большого одеяла»: «по отласу по червчатому низаны травы жемчюгом, меж трав в гнездех 22 яхонты лазоревых (сапфиры) да 25 изумрудов да 7 лалов (название драгоценных камней красного цвета: шпинели, рубина, граната, красного турмалина), подкладка киндяк лазорев (восточная хлопчатобумажная ткань). Само же одеяло было «на горностаях», покрыто расшитым золотом синим атласом и опушено черным бобром.

Часто вместо слова «грива» использовали однокоренные «загривок» и «огривок». Например, у инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, было одеяло «хребты песцовые, поволочено зенденью (хлопчатобумажной тканью, схожей по технике изготовления с киндяком, только с более толстыми нитями) тмосиною (темно-синею), огривок зендень тмозелена (темно-зеленая). В переписи казны патриарха Никона (1660 год) значилось «одеяло горностайное, покрыто камкою кызылбашскою цветною, загривок отлас золотной, по зеленой земле шолк красной с белым», в переписи имущества князя Василия Васильевича Голицына (1689/90 год) – «одеяло отлас белой, по нем травы розных шелков, стегано на бумаге (на хлопке, сейчас бы мы назвали это ватным одеялом), подложено тафтою белой, загривок обшит круживом золотным».