Я до сих пор почти ничего не писала про нашего пони. А между тем, это был очень интересный опыт. Наверняка многим будет любопытно узнать, чем отличается содержание лошади и пони. Какие есть в этом сложности. И почему мы в итоге от пони отказались.
Сейчас у нашего пони все хорошо. Он живет в соседней деревне у одной нашей знакомой, у которой есть своя маленькая школа верховой езды. Несмотря на преклонный возраст, он все еще работает.
А началось все много лет назад, когда мы проезжали мимо пастбища, на котором стояли вороная кобыла и гнедой пони. Пренадлежали они одной зажиточной семье из соседней деревни. Кобылу звали Негрита (черненькая), а пони - Труэно (гром). Муж тогда обмолвился, что хозяева как-то предлагали отдать ему этого пони за заездку кобылы. Но возможности содержать пони у него ни раньше, ни в тот момент, не было.
Через пару лет, когда в нашей жизни многое поменялось (мы перехали жить в загородный дом на постоянной основе) мы снова проезжали мимо того же пастбища и остановились поздороваться с кобылой и пони. Пока наши лошади обнюхивались, мы увидели, что копыта у пони выросли до критических размеров. Бедняга едва ходил: на каждой ноге у него была "лыжа" размером сантиметров 15-20.
За лошадиными копытами надо обязательно ухаживать: подрезать и расчищать как минимум. Иначе они уродливо разрастаются и мешают ходить. Или того хуже. Может начаться ламинит. А это серьезное заболевание, очень болезненное для лошади и практически неизлечимое. Мы возмутились, но сделать ничего не могли - пони не наш.
И вот буквально спустя пару месяцев вновь возник хозяин той парочки с тем же предложением: заездить кобылу и получить за это пони почти в подарок. Мы согласились. И вовсе не потому, что нам очень был нужен пони. Просто было его жалко. В таких руках, без нормального ухода, жить ему оставалось недолго. Он едва мог ходить, и каждый шаг причинял ему боль. Пони мало двигался и сильно растолстел. А лишний вес добавлял проблем копытам. В общем, замкнутый круг.
У лошадей (и пони) при неправильном содержании развивается ламинит. Это заболевание, при котором внутри копыта появляется хроническое воспаление, которое практически невозможно вылечить. Но можно загнать в ремиссию строгой диетой и тщательным уходом.
Спросили у хозяина, почему он не ухаживает за копытами. И он рассказал, что консультировался у местного "специалиста". И тот сказал, что так проще - пони с пастбищ не сбежит. Водился за ним такой грешок. Просто ограды рассчитаны на лошадей, а пони легко мог пройти снизу. А если ему что-то мешало, просто шел напролом, как танк, и ломал. Хозяину чинить заборы было некогда и он решил, что вот такие уродливые копыта - это прекрасное решение проблемы.
В общем, в один прекрасный день Негрита и Труэно перекочевали к нам. С кобылой особых проблем не возникло. Оказалась умной и покладистой девочкой. Она когда-то ходила под седлом, но с тех пор прошло столько лет, что надо было учиться всему заново. Мы с ней позанимались, и довольно быстро Негрита вспомнила былую науку. Через несколько месяцев на ней снова можно было ездить верхом, и она вернулась к своему хозяину. А пони остался у нас.
Тут нужно сказать, что заездкой кобылы занималась, в основном, младшая дочка моего мужа. Она очень хорошо ездит верхом, закончила специальные курсы, дающие ей право выступать на соревнованиях по конному спорту, работать тренером и берейтором. И еще она несколько лет работала на ипике (так называются испанские школы верховой езды) у одного очень солидного и авторитетного тренера и конезаводчика, чемпиона Андалусии по выездке.
Но это я вперед забежала. Как только Труэно оказался в нашем распоряжении, мой муж сразу же срезал те двадцатисантиметровые лыжи. Но пока "начерно". Муж когда-то заканчивал курсы ковалей и немного в теме разбирается. Для того, чтобы срезать набело, мы вызвали кузнеца.
Кузнец восстанавливал его постав постепенно. В несколько приемов. С каждой подрезкой наклон копыта менялся в лучшую сторону, но пони начинал хромать на все четыре ноги. Ведь он привык наступать неправильно. Для восстановления постава нам понадобилось не меньше полугода. Но он хотя бы уже мог ходить.
Проблема пони в том, что они маленькие, и кузненцу сложно обрезать им копыта. Надо низко наклоняться, а так неудобно держать ногу животного. Не всякий кузнец за такое возьмется. Такая же проблема и с заездкой. Пони должен заезжать какой-то очень маленький и легкий взрослый. Ребенка же на незаезженного пони не посадишь. Это опасно. А обычный взрослый для пони тяжеловат и крупноват.
Сначала мы его познакомили с нашими. Лошади - животные стадные, и у них очень жесткая иерархия. Мы боялись, что малыша будут обижать. Но Труэно в коллектив прекрасно вписался и смог за себя постоять. При этом характер у него был просто ангельский. Пони часто отличаются плохим характером. Дерутся, кусаются... Труэно же был спокойным и ласковым ангелочком.
Но когда он чуть освоился и притерся на новом месте, а копыта перестали болеть, то он взялся за старое. Была у него какая-то хроническая нелюбовь к заборам. Любые ограждения он разрушал самым бессовестным образом. И бог с ними, с заборами. Все наши лошади вылезали через эти разломы и шли гулять, куда им вздумается. Однажды они выбежали на автовию (скоростную автотрассу) и мчались по обочине наперегонки с машинами. Слава богу, что никто не пострадал.
Чего мы только ни делали. Натягивали колючую проволоку в три ряда. Прибивали жерди внизу. Зашивали наглухо досками. Ставили электропастуха. Не помогало ничего. Только починишь, глядь, а на следующее утро пони пасется по другую сторону от вырванного с корнем забора. И вид у него при этом был совершенно невинный. Он не кусался, не брыкался, не бил, не убегал, не вредничал. Смотрел на нас ангельскими глазками и хлопал длинными ресницами. Но заботы упорно сносил.
Рядом с нами есть руины каменных строений с довольно большим двором, окруженным каменной стеной по периметру. И это было единственное место, из которого он не мог вылезти. Нам разрешили использовать эти руины, как загон, и это нас спасало. Но нельзя же всю жизнь держать животинку в четырех стенах.
Однажды мы отвезли его на одно очень хорошо закрытое пастбище и поставили вместе с нашим любимцем Хорданом. Вдвоем лошадям веселее, они больше двигаются. Забор там сломать было невозможно. Так эти хулиганы взломали дверь в сарай и разорвали целый мешок овса. Не столько съели, сколько испортили. И слава богу, потому что если бы они съели все, такая доза овса могла бы привести к печальным результатам. К счастью, обошлось.
Так дальше продолжаться не могло. В какой-то момент чаша нашего терпения переполнилась и мы стали искать нового хозяина. Искали долго, но нашли. Новый хозяин должен был быть согласен на правильное питание и уход за копытами. И иметь пастбища, из которых невозможно сбежать. Новую хозяйку такие сложности не испугали.
В последнюю ночь мы приготовили коневоз и оставили Труэно во дворе нашего дома щипать травку (заборы у нас надежные). Часа в два ночи что-то меня кольнуло, и я решила проверить, все ли нормально. Труэно стоял посреди разбросанных пластиковых бочек с куриным комбикормом и радостно его уплетал. Я застала его в самом начале процесса, поэтому большую часть зерна удалось спасти. А пони пришлось надежно запереть до утра.
Когда мы передавали Труэно новой хозяйке, то чуть не плакали. Сразу забылись все обиды и сломанные заборы. Жалко было расставаться. Но нет. Мы героически преодолели сентиментальность и вернулись домой уже без пони.
На новом месте Труэно здорово похудел. Хозяйка посадила его на жесткую диету и давала правильную нагрузку (которую мы ему дать не могли, к сожалению). И пони все это пошло на пользу. До сих пор радует детей. Ведь когда он не ломает заборы, то совершеннейший ангелочек.
И напоследок немного персональных данных. Порода у Труэно - дартмурский пони. Масть гнедая. Родом он из Голландии, где его купили в школе верховой езды бывшие хозяева. Там он занимался конкуром.
Вот такие экзотические истории иногда случаются в нашей испанской глубинке. А еще больше всего интересного и неожиданного можно найти на моем канале. Подписывайтесь.